Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
Шопен поднял ноктюрн, как жанр, на небывалую высоту, сделав универсальным выразителем лирического начала в музыке. Ноктюрн cis moll представляет образец ноктюрна, основанного на воплощении принципа контрастности, который лежит в основе драматургии.
Ноктюрн написан в сложной трехчастной форме с эпизодом.
Первая часть представляет собой простую трехчастную форму. На протяжении всего этого раздела формы выдерживается единое настроение.
Небольшое вступление вводит в спокойную элегическую атмосферу произведения. Используется характерная ноктюрновая формула аккомпанемента с подчеркнуто фортепианно-обертоновым звучанием. Кантиленная мелодия значительно удалена от арпеджированного сопровождения. Она довольно статична, находится в небольшом диапазоне, за исключением единственного «взлета» на квинту в конце первого предложения. Некоторою динамику вносит отклонение в S в первой же фразе. Второе предложение периода повторного строения как бы недосказано, оно размыкается, заканчиваясь на гармонии вводного септаккорда. Статичность и ощущение покоя помогает передать и аккомпанемент на тоническом органном пункте.
Середина развивающая. Развитие связано с расширением диапазона мелодии и ритмическими изменениями, благодаря использованию более мелких длительностей, мелодия приобретает относительную подвижность. Обращает на себя внимание аккорд альтерированной D в каденциях. В целом, по-прежнему сохраняется атмосфера покоя и меланхолии.
В репризе основная тема проводится с фактурными изменениями: к теме добавлен подголосок в пунктирном ритме, несколько активизирующий движение. В каденции первого предложения расширяется диапазон, органный пункт на cis уступает место более глубоким басам. Окончание первой части по-прежнему «недосказано», необычно звучит гармония II низкой ступени, завершающая первую часть.
Средняя часть – эпизод своим драматизмом вносит резкий контраст предыдущей части. Она состоит из двух разделов, связанных между собой предыктовым построением.
Первый раздел, начинающийся с cis-moll чрезвычайно неустойчив и представляет собой сплошное нагнетание с помощью секвенционных построений: cis-moll – fis-moll - cis-moll – fis-moll – E-dur – As-dur. Последние два построения являются кульминационными, здесь уплотняется фактура, динамика достигает fff. Далее следует раздел явно связующего характера на D - органном пункте тональности следующего раздела – Des-dur. Здесь вновь начинается подъем – постепенно поднимаются все голоса фактуры, кроме баса, который настойчиво выдерживает доминанту. Активный характер фраз подчеркивается заключительными кварто-квинтовыми ходами.
Следующий раздел Des-dur – образец шопеновских горделиво-рыцарских образов и вызывает ассоциации с его полонезами. Здесь преобладает аккордовая фактура с гармонизацией каждого звука, использовано акцентированное движение по звукам тонического трезвучия. Однако и этот раздел динамичен. Вновь применяются секвенции, сопоставляющие далекие тональности: Des-dur и F-dur, цепь Ум7 на крещендо при ускорении темпа быстро приводит к кульминации на Ум7 основной тональности. Связкой к репризе становится патетический речитатив в низком регистре фортепиано.
Реприза ноктюрна сокращенная. В ней почти без изменений проводится репризный период первой части (оканчивается на тонике основной тональности).
Ноктюрн имеет коду, представляющую собой мягкое тихое покачивание терций Cis-dur. Наступает окончательное успокоение и умиротворение.
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»