logo
Методичка по анализу в ДОК

Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1

Шопен поднял ноктюрн, как жанр, на небывалую высоту, сделав универсальным выразителем лирического начала в музыке. Ноктюрн cis moll представляет образец ноктюрна, основанного на воплощении принципа контрастности, который лежит в основе драматургии.

Ноктюрн написан в сложной трехчастной форме с эпизодом.

Первая часть представляет собой простую трехчастную форму. На протяжении всего этого раздела формы выдерживается единое настроение.

Небольшое вступление вводит в спокойную элегическую атмосферу произведения. Используется характерная ноктюрновая формула аккомпанемента с подчеркнуто фортепианно-обертоновым звучанием. Кантиленная мелодия значительно удалена от арпеджированного сопровождения. Она довольно статична, находится в небольшом диапазоне, за исключением единственного «взлета» на квинту в конце первого предложения. Некоторою динамику вносит отклонение в S в первой же фразе. Второе предложение периода повторного строения как бы недосказано, оно размыкается, заканчиваясь на гармонии вводного септаккорда. Статичность и ощущение покоя помогает передать и аккомпанемент на тоническом органном пункте.

Середина развивающая. Развитие связано с расширением диапазона мелодии и ритмическими изменениями, благодаря использованию более мелких длительностей, мелодия приобретает относительную подвижность. Обращает на себя внимание аккорд альтерированной D в каденциях. В целом, по-прежнему сохраняется атмосфера покоя и меланхолии.

В репризе основная тема проводится с фактурными изменениями: к теме добавлен подголосок в пунктирном ритме, несколько активизирующий движение. В каденции первого предложения расширяется диапазон, органный пункт на cis уступает место более глубоким басам. Окончание первой части по-прежнему «недосказано», необычно звучит гармония II низкой ступени, завершающая первую часть.

Средняя частьэпизод своим драматизмом вносит резкий контраст предыдущей части. Она состоит из двух разделов, связанных между собой предыктовым построением.

Первый раздел, начинающийся с cis-moll чрезвычайно неустойчив и представляет собой сплошное нагнетание с помощью секвенционных построений: cis-moll – fis-moll - cis-moll – fis-moll – E-dur – As-dur. Последние два построения являются кульминационными, здесь уплотняется фактура, динамика достигает fff. Далее следует раздел явно связующего характера на D - органном пункте тональности следующего раздела – Des-dur. Здесь вновь начинается подъем – постепенно поднимаются все голоса фактуры, кроме баса, который настойчиво выдерживает доминанту. Активный характер фраз подчеркивается заключительными кварто-квинтовыми ходами.

Следующий раздел Des-dur – образец шопеновских горделиво-рыцарских образов и вызывает ассоциации с его полонезами. Здесь преобладает аккордовая фактура с гармонизацией каждого звука, использовано акцентированное движение по звукам тонического трезвучия. Однако и этот раздел динамичен. Вновь применяются секвенции, сопоставляющие далекие тональности: Des-dur и F-dur, цепь Ум7 на крещендо при ускорении темпа быстро приводит к кульминации на Ум7 основной тональности. Связкой к репризе становится патетический речитатив в низком регистре фортепиано.

Реприза ноктюрна сокращенная. В ней почти без изменений проводится репризный период первой части (оканчивается на тонике основной тональности).

Ноктюрн имеет коду, представляющую собой мягкое тихое покачивание терций Cis-dur. Наступает окончательное успокоение и умиротворение.