А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
Каватина Владимира – один из замечательных «русских» номеров оперы во II акте, помещенный композитором в окружении ориентальной музыки восточного Половецкого акта. Написанная в духе страстной серенады, она окутана настроением юной восторженности, влюбленности и ласки.
Написана каватина в сонатной форме без разработки. Эта форма, одной из характерных черт которой является певучесть малоконтрастных тем и, вместе с тем, не лишенная динамизма – идеально подходит для воплощения замысла Бородина: юный герой оперы с нетерпением ждет свою возлюбленную.
Экспозиция
Главная партия (B-dur) представляет собой неквадратный период из 21 такта. Первая фраза «Где ты, где?» имеет вступительный характер. Мелодия здесь чутко следует за текстом: обращает на себя внимание интонация восходящей сексты, с одной стороны, выражая вопрос, с другой – задавая лирический тон всей каватине. Мелодия в первом предложении (13 тактов) отличается мягкостью и закругленностью фраз. Воодушевление героя, предчувствие скорой встречи с возлюбленной передано в короткой кульминации на выделенном as, после чего преобладает нисходящее движение со спокойными плагальными оборотами в сопровождении. Но успокоение мимолетно: окончание предложения почти в точности повторяет его начало, возвращая и начальный характер музыки (в результате первое предложение заканчивается на несовершенной каденции). Второе предложение усечено – очень быстро расширяется диапазон («Скорей, скорей»), напряжение передано и гармоническими средствами: происходит модуляция в B-dur. Бородин отходит здесь от классических норм тонального плана главных партий, используя модуляцию в конце главной партии.
Наибольшим динамизмом отличается связующая партия. Это свободное построение на материале темы главной партии. Фразы в вокальной партии приобретают речитативность, диапазон мелодии чрезвычайно расширяется, скачки достигают интервала децимы, повышается тесситура. Это наиболее неустойчивый в тональном отношении раздел. Появившийся с первых тактов контрастом к колориту главной партии f-moll буквально сразу сменяется As-dur и модуляцией в тональность побочной партии, C-dur.
Побочная партия (С-dur) более спокойная, напоминает колыбельную повторностью мягких покачивающихся фраз. Состояние умиротворения передано и через господство тонической гармонии, органный пункт тонической квинты (c – g). Мягкая колористическая деталь – аккорд VII низкой ступени – словно набегающая тень. Окончательное успокоение происходит к концу главной партии – повторяются две совершенно одинаковые фразы, оканчивающиеся, словно замирающим, g. Плагальные обороты в сопровождении и динамика pp дополняют картину.
Реприза
В репризе возвращается первоначальное состояние – главная партия проходит почти без изменений, за исключением своего окончания: она теперь без модуляции, оканчивается в основной тональности.
Связующая партия отсутствует, побочная излагается в основной тональности. Мелодия ее несколько варьирована, она становится более напевной благодаря легкому мелодичному затакту. Более важную роль, чем при первоначальном изложении начинают играть колористические приемы. Тема по-прежнему базируется на органном пункте тонической квинты (as – es), однако появляется хроматика (аккорды III низкой ступени, минорной доминанты, VII низкой ступеней). Они сопровождают мелодию, в которую уже проникают восточные нотки, что отражается во фригийском оттенке мелодического движения («когда лишь звезды, неба очи, одни на нас с тобой глядят»). Мягким октавным призывом заканчивается каватина Владимира.
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»