logo
Методичка по анализу в ДОК

А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»

Каватина Владимира – один из замечательных «русских» номеров оперы во II акте, помещенный композитором в окружении ориентальной музыки восточного Половецкого акта. Написанная в духе страстной серенады, она окутана настроением юной восторженности, влюбленности и ласки.

Написана каватина в сонатной форме без разработки. Эта форма, одной из характерных черт которой является певучесть малоконтрастных тем и, вместе с тем, не лишенная динамизма – идеально подходит для воплощения замысла Бородина: юный герой оперы с нетерпением ждет свою возлюбленную.

Экспозиция

Главная партия (B-dur) представляет собой неквадратный период из 21 такта. Первая фраза «Где ты, где?» имеет вступительный характер. Мелодия здесь чутко следует за текстом: обращает на себя внимание интонация восходящей сексты, с одной стороны, выражая вопрос, с другой – задавая лирический тон всей каватине. Мелодия в первом предложении (13 тактов) отличается мягкостью и закругленностью фраз. Воодушевление героя, предчувствие скорой встречи с возлюбленной передано в короткой кульминации на выделенном as, после чего преобладает нисходящее движение со спокойными плагальными оборотами в сопровождении. Но успокоение мимолетно: окончание предложения почти в точности повторяет его начало, возвращая и начальный характер музыки (в результате первое предложение заканчивается на несовершенной каденции). Второе предложение усечено – очень быстро расширяется диапазон («Скорей, скорей»), напряжение передано и гармоническими средствами: происходит модуляция в B-dur. Бородин отходит здесь от классических норм тонального плана главных партий, используя модуляцию в конце главной партии.

Наибольшим динамизмом отличается связующая партия. Это свободное построение на материале темы главной партии. Фразы в вокальной партии приобретают речитативность, диапазон мелодии чрезвычайно расширяется, скачки достигают интервала децимы, повышается тесситура. Это наиболее неустойчивый в тональном отношении раздел. Появившийся с первых тактов контрастом к колориту главной партии f-moll буквально сразу сменяется As-dur и модуляцией в тональность побочной партии, C-dur.

Побочная партия (С-dur) более спокойная, напоминает колыбельную повторностью мягких покачивающихся фраз. Состояние умиротворения передано и через господство тонической гармонии, органный пункт тонической квинты (c – g). Мягкая колористическая деталь – аккорд VII низкой ступени – словно набегающая тень. Окончательное успокоение происходит к концу главной партии – повторяются две совершенно одинаковые фразы, оканчивающиеся, словно замирающим, g. Плагальные обороты в сопровождении и динамика pp дополняют картину.

Реприза

В репризе возвращается первоначальное состояние – главная партия проходит почти без изменений, за исключением своего окончания: она теперь без модуляции, оканчивается в основной тональности.

Связующая партия отсутствует, побочная излагается в основной тональности. Мелодия ее несколько варьирована, она становится более напевной благодаря легкому мелодичному затакту. Более важную роль, чем при первоначальном изложении начинают играть колористические приемы. Тема по-прежнему базируется на органном пункте тонической квинты (as – es), однако появляется хроматика (аккорды III низкой ступени, минорной доминанты, VII низкой ступеней). Они сопровождают мелодию, в которую уже проникают восточные нотки, что отражается во фригийском оттенке мелодического движения («когда лишь звезды, неба очи, одни на нас с тобой глядят»). Мягким октавным призывом заканчивается каватина Владимира.