П. И. Чайковский, «Белые ночи»
Цикл «Времена года» - это пример русского фортепианного стиля, а конкретно - фортепианного мелодизма Чайковского. Его истоки - в го-родской романсной мелодике. Пьеса написана в сложной трехчастной форме А В А, где
А - простая двухчастная, репризная
a bа
9 + 10
G B-G
B - простая трехчастная с измененной репризой
a b a1
25 + 10 + 13
h-G Fis h-G
A - реприза
a bа
9 + 12
G B-G
«Май» Чайковского - это ноктюрн. Но в отличие от ноктюрнов Шопена, это русская музыка с её широкими мелодиями, подголосочной полифонией и плагальными оборотами.
Первые же звуки вводят слушателя в атмосферу светлой летней ночи. Спокойный темп, волнообразное движение, мягкое арпеджиато передают пленительный образ. Легкое крещендо, мелодия, устремляющаяся в более высокий регистр приводят к небольшой кульминации. Двухдольная мелодия накладывается на трехдольный метр, обрисовывая нечто зыбкое, невесомое, загадочное.
Гемиольное соотношение образуется нанизыванием цепочки двухдольных мотивов в трехдольных тактах, в результате два трехдольных такта вмещают в себя три двухдольных мотива. Возникает перекрестность, выразительные возможности которой в данном случае трудно переоценить.
Первый период простой двухчастной является модулирующим периодом повторного строения из двух предложений. При основной тональности G-dur этот период начинается с доминанты, через побочные септаккорды и отклонения в D-dur, e-moll, h-moll приходит снова к ре мажору. Эта игра тональностей, избегание основной, вместе с необычным метро-ритмическим рисунком подчеркивает русский характер музыки.
Здесь начальный период завершается колористически тонким, истаивающе хрупким звучанием в верхнем регистре тонического секстаккорда доминантовой (по отношению к основной) тональности D-dur.
Вторая часть начинается в более далекой тональности (такое терцовое сопоставление нередко встречается у романтиков) - B-dur. Здесь Чайковский предстает тонким колористом, сопоставляя «теплую» и «холодную» тональности. Спускающаяся мелодия охватывает несколько октав и приходит к звуку «fis» - здесь начинается реприза, в которой тема наконец-то звучит определенно в основной тональности. Основная тема спускается в нижний регистр, что придает звучанию большую весомость и осязаемость.
В общем же первая часть играет роль своеобразного вступления к среднему разделу, в котором полетность, неустойчивость и стремление ввысь, заложенные в первой теме, проявятся в наибольшей степени.
В контрастной середине появляется, развивается и достигает кульминации абсолютно новая тема. Это подвижная, взволнованная мелодия звучит в быстром темпе (allegretto giocoso), высоком регистре. Её фактура легкая, прозрачная. Первое изложение темы можно назвать периодом только условно, поскольку оно разомкнуто и непосредственно переходит в развитие.
В быстром темпе, в непрерывном движении течение мелодии приближается к кульминации. Близость кульминации подчеркивает и органный пункт на звуке «ля», и повторение одного мелодического оборота, накапливающее напряжение.
Кульминационный раздел длится всего 10 тактов, и реприза за ним проходит на diminuendo, постепенно угасая.
Последняя часть сложной трехчастной является точной репризой, за исключением небольшого расширения в последних тактах.
Необходимо также отметить, что Чайковский в цикле «Времена года» нередко использовал терцовое соотношение тональностей между крайними и средней частью формы, поскольку композитор придавал большее значение колористическому началу («Масленица», «На тройке»). Пример такого соотношения в данном произведении - G - h - G.
Анализ музыкально-выразительных средств
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»