logo
Методичка по анализу в ДОК

П. И. Чайковский, «Белые ночи»

Цикл «Времена года» - это пример русского фортепианного стиля, а конкретно - фортепианного мелодизма Чайковского. Его истоки - в го-родской романсной мелодике. Пьеса написана в сложной трехчастной форме А В А, где

А - простая двухчастная, репризная

a bа

9 + 10

G B-G

B - простая трехчастная с измененной репризой

a b a1

25 + 10 + 13

h-G Fis h-G

A - реприза

a bа

9 + 12

G B-G

«Май» Чайковского - это ноктюрн. Но в отличие от ноктюрнов Шопена, это русская музыка с её широкими мелодиями, подголосочной полифонией и плагальными оборотами.

Первые же звуки вводят слушателя в атмосферу светлой летней ночи. Спокойный темп, волнообразное движение, мягкое арпеджиато передают пленительный образ. Легкое крещендо, мелодия, устремляющаяся в более высокий регистр приводят к небольшой кульминации. Двухдольная мелодия накладывается на трехдольный метр, обрисовывая нечто зыбкое, невесомое, загадочное.

Гемиольное соотношение образуется нанизыванием цепочки двухдольных мотивов в трехдольных тактах, в результате два трехдольных такта вмещают в себя три двухдольных мотива. Возникает перекрестность, выразительные возможности которой в данном случае трудно переоценить.

Первый период простой двухчастной является модулирующим периодом повторного строения из двух предложений. При основной тональности G-dur этот период начинается с доминанты, через побочные септаккорды и отклонения в D-dur, e-moll, h-moll приходит снова к ре мажору. Эта игра тональностей, избегание основной, вместе с необычным метро-ритмическим рисунком подчеркивает русский характер музыки.

Здесь начальный период завершается колористически тонким, истаивающе хрупким звучанием в верхнем регистре тонического секстаккорда доминантовой (по отношению к основной) тональности D-dur.

Вторая часть начинается в более далекой тональности (такое терцовое сопоставление нередко встречается у романтиков) - B-dur. Здесь Чайковский предстает тонким колористом, сопоставляя «теплую» и «холодную» тональности. Спускающаяся мелодия охватывает несколько октав и приходит к звуку «fis» - здесь начинается реприза, в которой тема наконец-то звучит определенно в основной тональности. Основная тема спускается в нижний регистр, что придает звучанию большую весомость и осязаемость.

В общем же первая часть играет роль своеобразного вступления к среднему разделу, в котором полетность, неустойчивость и стремление ввысь, заложенные в первой теме, проявятся в наибольшей степени.

В контрастной середине появляется, развивается и достигает кульминации абсолютно новая тема. Это подвижная, взволнованная мелодия звучит в быстром темпе (allegretto giocoso), высоком регистре. Её фактура легкая, прозрачная. Первое изложение темы можно назвать периодом только условно, поскольку оно разомкнуто и непосредственно переходит в развитие.

В быстром темпе, в непрерывном движении течение мелодии приближается к кульминации. Близость кульминации подчеркивает и органный пункт на звуке «ля», и повторение одного мелодического оборота, накапливающее напряжение.

Кульминационный раздел длится всего 10 тактов, и реприза за ним проходит на diminuendo, постепенно угасая.

Последняя часть сложной трехчастной является точной репризой, за исключением небольшого расширения в последних тактах.

Необходимо также отметить, что Чайковский в цикле «Времена года» нередко использовал терцовое соотношение тональностей между крайними и средней частью формы, поскольку композитор придавал большее значение колористическому началу («Масленица», «На тройке»). Пример такого соотношения в данном произведении - G - h - G.

Анализ музыкально-выразительных средств