logo
Методичка по анализу в ДОК

Экоссез

Экосез (экоссез) в музыке классической и романтической традиции нашел свое применение в творчестве Л. Бетховена, Ф. Шуберта и Ф. Шопена. В русской музыке он использован в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского как одна из характеристик провинциального помещичьего быта (4 картина). Предметом анализа стали Экосезы Шуберта.

Танец отличается необыкновенной простотой, даже простоватостью, в то же время его популярность связана с жизнерадостным, веселым характером музыки, живостью и безыскусностью. Характерные черты экосеза – двухдольность (в начале XIX в. мелодию экосеза, как светского танца, стали писать в две четверти), подчеркнутая квадратность, повторяемость двух восьми или шестнадцатитактовых «колен». Отличительная особенность экосеза – мажорный лад (все рассмотренные экосезы написаны в мажоре), преобладание автентических оборотов в мелодии, как признак западноевропейской музыки в отличие от «славянской» плагальности.

Экосезы Шуберта – простенькие пьески, воспроизводящие характерные признаки этого жанра. Пять экосезов идут без перерыва друг за другом, образуя сюиту из одинаковых, но в то же время разных по характеру танцев. Все они (за исключением второго, где только вторая часть в мажоре) написаны в мажорных тональностях: As-dur, G-dur, H-dur. Последний экосез замыкает тональный круг, он возвращает As-dur, тем самым достигается завершенность всей композиции, перекидывается тональная арка от начала к концу. Все экосезы представляют собой простую двухчастную безрепризную форму1 развивающего или контрастного типа ( первые два – развивающая форма, третий и четвертый – контрастная, последний – вновь развивающая). Каждая часть дважды повторяется, в конце каждой стоит знак репризы. Первые два экосеза связаны между собой общностью тематизма (аккордовый склад в сочетании с короткими гаммообразными пассажами), использованием принципа динамического контраста между частями. ff в сочетании с аккордовой фактурой придает звучанию вторых частей этих экосезов некоторую грубоватость и деревенский оттенок (волыночный бас во втором экосезе).2

Третий и четвертый танцы также объединены общностью фактурного рисунка – октавы и фигурации на аккордовых звуках. Происходит постепенное изменение фактуры баса: все большее значение начинает приобретать формула «бас – аккорд».

Эта формула баса становится определяющей в следующем экосезе As-dur. Он более лиричный и мягкий по характеру. Мелодия состоит из коротких приседающих фраз, смягченных галантными мелизмами. Во второй части на короткое время возвращается аккордовая фактура, но завершается экосез также мягко, как и начинался.