logo
Методичка по анализу в ДОК

Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.

Бетховен обозначил финал своей фортепианной сонаты №4 как рондо (так же поступал и Моцарт), в то же время формой финала является рондо-соната, типичная форма финалов у венских классиков.

Экспозиция

Главная партия (рефрен) в Es-dur (16 тактов) песенно-танцевального характера и изложена в простой двухчастной репризной форме. Первая часть представляет собой квадратный период повторного строения. Грациозная мелодия с мягкими задержаниями внутренне подвижна за счет пульсации на D звуке в сопровождении. Середина малоконтрастна, однако более оживленная и разнообразная по движению. Взлетам по звукам тонического трезвучия отвечают кокетливые фразы в верхнем регистре. Выдержанной на фермате D заканчивается середина. Реприза варьированная: мелодия звучит в октавном удвоении, добавляются красивые терции в среднем голосе. D пульсация сохраняется на протяжении всей главной партии.

Связующая партия небольшая (8 тактов) и основана на материале середины главной партии. Диалог становится более явным: перекликающиеся фразы теперь находятся в разных регистрах и различаются по динамике – настойчиво на f они звучат в нижнем регистре, робко на p в высоком. Постепенно «диалог» модулирует в тональность B-dur, в которой будет излагаться побочная партия.

Побочная партия (первый эпизод) изложена в B-dur (12 тактов). Она скерцозна, игрива и продолжает диалог регистров. Разнообразие вносят два коротких отклонения: в c-moll и g-moll, в каденции появляется изысканная хроматика.

Заключительная партия (11,5 тактов) смягчает скерцозность побочной. Это разбросанные в разных регистрах мягкие трели. Игровое начало здесь выражено через неожиданные динамические сопоставления.Небольшая связка предваряет главную партию.

Второе проведение главной партии сокращено. В нем отсутствует репризная часть.

Эпизод

Резким сдвигом в c-moll (тональность VI ступени) начинается Эпизод. Он резко контрастирует предыдущему развитию и отличается драматичным характером. Эпизод написан в простой трехчастной развивающей форме. Резкие броски аккордов sf на фоне бурлящего аккомпанемента являются главными выразительными средствами. Период первой части модулирует в параллельную тональность Es-dur.

Середина продолжает развитие образа первой части, в то же время накал здесь становится еще сильнее, главным образом за счет тональной неустойчивости (отклонения в S, D) и использованию полифонии.

В репризе происходит еще большая динамизация – акцентируются неразрешенные доминанты f-moll, фигурации превращаются в сплошной бурлящий поток.

Их движение несколько притормаживается в связке к репризе рондо-сонаты.

Реприза

Начинается реприза с проведения главной партии (третье проведение рефрена) в основной тональности с небольшими ритмическими изменениями во втором предложении начального периода.

Связующая партия теперь не модулирует. Побочная и заключительная без изменений переносятся в основную тональность. Изменения происходят в последнем проведении главной партии (четвертое проведение рефрена). Она начинается на октаву выше, во втором предложении варьируется ритмически (верхний голос синкопирован). Реприза опускается.

Вместо нее происходит резкий тональный сдвиг в далекую тональность E-dur и начинается Кода.

Кода

Кода синтезирует в себе весь материал рондо-сонаты. Начало ее связано с двукратным проведением материала главной партии (сначала в E-dur, затем в Es-dur). Затем на фоне аккомпанемента из Эпизода проходят интонации Эпизода, главной партии и связующей партии.