logo
Методичка по анализу в ДОК

Тема 11. Циклические формы

Теоретический материал

Ознакомьтесь с основными признаками циклических форм. Обратите внимание на контрасты характеров, фактуры частей цикла, на самостоятельность их строения, возможность их отдельного исполнения.

Среди различных видов циклических форм выделите три основных: вокальный, сюитный и сонатно-симфонический. Изучите историю возникновения сюиты и более подробно остановитесь на отличительных признаках старинной сюиты. Отметьте танцевальную природу тематизма, тональное единство частей, чередование темпов.

Выучите названия, характерные особенности частей старинной сюиты, порядок их следования. Отметьте наличие необязательных танцев, пьес не танцевального характера, вступления, дублей.

Ознакомьтесь с отличительными признаками новой сюиты (XIX-XX века). Отметьте их программность, свободу тональных планов. Выделите среди них сюиты миниатюр, сюиты из опер, балетов, музыки к кинофильмам и спектаклям, инструментальные, хоровые сюиты.

Более подробно охарактеризуйте сонатно-симфонический цикл. Отметьте возможности этой формы в раскрытии значительности и глубины содержания, сложных процессов развития. Помните о наличии в цикле хотя бы одной части в сонатной форме.

Рассмотрите строение трех и четырехчастного сонатно-симфонического цикла. Обратите внимание на типичную образную, темповую, тональную драматургию. Запомните названия частей и их последовательность. Особо отметьте использование в цикле менуэта или скерцо.

Подчеркните важность тематических и интонационных связей между частями в создании единого целого. Обратите внимание также на существование сонатно-симфонических циклов с большим или с меньшим количеством частей.

Ответьте на вопросы

  1. Определение циклической формы.

  2. Назвать примеры циклических форм.

  3. Обязательные танцы, входящие в старинную сюиту.

  4. «Необязательные номера» в старинной сюите.

  5. Можно ли отнести к сюите серенаду и дивертисмент?

  6. Виды сюит XIX – XX веков.

  7. В каких жанрах используется 4-х частный и 3-х частный цикл (выбрать: соната, симфония, квартет, концерт).

  8. Дать темповую характеристику частям классического сонатно-симфонического цикла.

  9. Назвать вокально-симфонические циклы.

Методические указания

При анализе старинной сюиты обратите внимание на характерные черты старинных танцев, порядок их чередования. Проследите использование необязательных номеров, отметьте наличие или отсутствие вступления, объясните роль необязательных номеров в данном произведении. Обратите внимание на усиление контрастов к концу. Выявите интонационные связи между частями.