Программно-изобразительная музыка
Что помогает услышать и понять замысел композитора в инструментальном произведении? Ответ на этот вопрос можно услышать в музыке, обращаясь к произведениям для фортепиано и оркестра, содержание которых выражается в их названиях. Это «Осенняя песнь» Чайковского и «Буря» Россини, пьесы из «Карнавала» Шумана и «Картинок с выставки» Мусоргского...
Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки, настраивает на музыку, помогает понять ее содержание.
Исполнителю же такое название помогает лучше понять и выразить в своем исполнении замысел композитора, убедительнее раскрыть содержание произведения.
Чтобы полнее раскрыть свой замысел перед слушателями и исполнителями, композиторы нередко, помимо названия, дают к своим произведениям литературное предисловие. Лядов, например, в предисловии к сказочной пьесе для оркестра «Кикимора» использовал слова из народного сказания, которыми было навеяно это произведение: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым малешенька, с наперсточек, а туловище не спознать с соломиной... Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной». Такое предисловие помогает «услышать» в одном из эпизодов произведения «хрустальную колыбельку», в которой укачивают Кикимору:
Литературные предисловия, как и заголовки пьес (а они могут быть заимствованы из литературы, живописи, подсказаны самой жизнью), являются своеобразной программой произведений. Поэтому инструментальные сочинения, которые их имеют, называют программными, или программной музыкой. В программных произведениях находят яркое воплощение правдивые и фантастические истории, изображаются картины природы, птицы и звери, герои известных сказок из литературных произведений.
Композиторы часто обращаются к программной музыке. Программные пьесы есть в «Детском альбоме» Чайковского, «Детской музыке» Прокофьева, «Альбоме для юношества» Шумана, во многих сборниках педагогического репертуара. Специально для детей французский композитор Бизе написал для фортепиано сюиту «Детские игры», Сен-Санс «Карнавал животных».
Н.А. Римский-Корсаков. «Шахерезада». Можно назвать немало других замечательных произведений программной музыки. Среди них симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада». На ее создание композитора вдохновили увлекательные арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Но чтобы слушатели связали эту музыку с образами известных сказок, автор назвал свое сочинение по имени сказочницы Шехеразады. «Я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия, – писал он. Мне хотелось, чтобы слушатель вынес бы впечатление, что это, несомненно, восточное повествование о каких-то многочисленных и разнообразных сказочных чудесах».
П.И. Чайковский. «Зимние грёзы». Но есть и совсем иные примеры. Первая симфония Чайковского названа композитором «Зимние грезы». Такое название настраивает слушателей на лирический лад, вызывая в памяти картины зимней природы и пробуждая чувства, которые они навевают. А вот одиннадцатая симфония Шостаковича имеет программный заголовок «1905год». Композитор посвятил ее событиям первой революции в России, свой замысел он раскрыл в названиях каждой из четырех частей: «Дворцовая площадь», «9-е января», «Вечная память», «Набат».
Понять музыкальное произведение, его содержание помогают порою некоторые особенности самой музыки. В оркестровых фрагментах «Буря» из оперы «Севильский цирюльник» Россини и «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова так и слышатся в некоторых эпизодах музыки Россини шум дождя, завывание ветра, стук падающих капель, а у Римского-Корсакова – топот конницы, удары и лязг скрещивающихся мечей.
Музыка – искусство звуков, она способна воспроизводить многое из того, что мы слышим вокруг себя. Это и голоса птиц, и шелест леса, и плеск волн, и раскаты грома, то есть различные звуки природы и всевозможные звуки и шумы, возникающие в процессе деятельности людей (перезвон колоколов, движение поезда и т.д.). Звукоподражательные, или, по-другому, звукоизобразительные возможности музыки помогают композиторам создать яркие картины природы, передать в звуках то или иное событие, явление.
Л.В. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». Немало звукоизобразительных приемов можно встретить в программной музыке, воплощающей образы природы. Такова шестая симфония Бетховена, имеющая программное название «Пасторальная». («Пасторальный» значит «пастушеский». Пасторальными называют произведения, в которых изображены сцены сельской жизни, картины природы. «Пасторальная» симфония Бетховена – одно из величайших произведений программной музыки). В симфонии есть и «Сцена у ручья» (вторая часть), и «Сцена грозы» (четвертая часть). Один из эпизодов второй части известен как «птичье трио». В нем флейта подражает трелям соловья, гобой пению перепелки, а кларнет голосу кукушки:
Подобная «звуковая живопись» призвана не только изобразить что-либо, но и выразить определенное настроение – радостное или грустное, спокойное или взволнованное, задумчивое или полное смятения и страха. Использование композитором приемов звукоподражания значительно обогащает выразительные возможности музыки, делает ее язык более образным и понятным.
Слушая и разбирая далее произведения Чайковского, Мусоргского и Прокофьева, вы пополните свои представления о программной музыке, о звукоизобразительности, познакомитесь с тем, как используются различные выразительные средства композиторами столь разной творческой индивидуальности.
М.П. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках». Это одна из десяти фортепианных пьес Мусоргского, образующих цикл «Картинки с выставки» (В музыке циклом называют ряд пьес, связанных между собой общим содержанием. Часто встречаются циклы песен, хоров, инструментальных пьес, например, «Времена года» Чайковского. Симфонии, сюиты, состоящие из нескольких частей, также относятся к циклическим произведениям). Композитор создал его под впечатлением рисунков своего друга, безвременно скончавшегося художника В.А.Гартмана. Каждая из пьес служит иллюстрацией к какому-либо из его рисунков. Об этом говорят их программные названия: «Гном», «Старый замок», «Балет не вылупившихся птенцов», «Богатырские ворота» и т.д.
Пьеса «Избушка на курьих ножках» навеяна рисунком Гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы яги. Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.
В пьесе три части. Первая и третья изображают полет Бабы-Яги, а средняя – картину дремучего сказочного леса. Музыка начинается с сильных и резких звуков – это удары клюки Бабы-Яги. Причудливо звучат акцентированные скачки на большую септиму.
Впечатление чего-то фантастического, страшного далее еще больше усиливается. Полет Бабы-Яги в ступе изображает стремительная неустойчивая тема. В ней угловатые, резко подчеркнутые скачки в басу и отрывистые аккорды с форшлагом в верхнем регистре. «Пестом погоняет, метлой след заметает» – так говорится в народных сказках.
В вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски.
Но вот вихрь стихает. Баба-Яга возвращается в свою избушку в дебри заколдованного леса. Начинается средняя часть пьесы. Характер музыки здесь совсем иной – глухой, таинственный, настороженный. Более сдержанный темп, приглушенная звучность, контрасты регистров, угловатые скачки мелодии на фоне непрерывного тремоло (Тремоло – это быстрое многократное чередование двух звуков или созвучий). Так и кажется, будто сейчас увидишь лесную «нечисть». Вскоре, однако, все умолкает и воцаряется зловещая тишина.
Музыку к пьесе в драматическом театре композитор создает обычно в содружестве с драматургом или по заказу театра. Это песни, танцы, хоры, а также инструментальные эпизоды. Музыка усиливает воздействие спектакля на зрителя. Она помогает ярче обрисовать тот или иной момент действия, передать настроение героя.
Музыку к драматическим спектаклям писали многие великие композиторы – Бетховен и Мендельсон, Бизе и Григ, Глинка и Чайковский, Прокофьев и Хачатурян. Порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь. Лучшие произведения театральной музыки вошли в сокровищницу классического искусства.
Эдвард Григ. «Пер Гюнт». «Пер Гюнт» – пьеса выдающегося норвежского драматурга, соотечественника Грига, Генриха Ибсена.
Герой драмы, крестьянин Пер Гюнт покидает родную деревню и отправляется в дальние странствия. Он переживает удивительные приключения, многие из которых Ибсен связал с эпизодами из старинных норвежских легенд и преданий.
Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Красота музыки и ее национальное своеобразие обессмертили произведение Грига.
Большой популярностью в симфонических концертах пользуются две оркестровые сюиты, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме «Пер Гюнт».
Первая сюита состоит из четырех частей, контрастных по характеру.
Первая часть, «Утро», рисует картину светлой, безмятежной природы. Вторая часть, «Смерть Озе», передает настроение скорби. Третья – «Танец Анитры» – легкая и грациозная пьеса, напоминающая мазурку. Последняя, четвертая часть – «В пещере горного короля» изображает сказочное шествие. Музыка каждой части построена на развитии и варьировании одного музыкального образа.
«Утро». Нежные краски утренней зари и мягкость их переливов, картины пробуждения природы не раз привлекали внимание композиторов. Выразительные возможности музыки позволяют воспроизвести это в звуках.
Пьеса Грига «Утро» – один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Ее музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш и исполняется поочередно флейтой и гобоем.
На протяжении пьесы мотив неоднократно повторяется и варьируется. Композитор умело использует регистровые и тембровые краски, приемы звукоизобразительности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. «Утро» Грига – один из лучших образцов пасторальной музыки.
Очень любил это произведение великий русский писатель Алексей Максимович Горький. «Слушая Грига, – говорил он, – видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирное пастбище, тихий ручеек...».
«Смерть Озе». Эта музыка сопровождает в драме Ибсена сцену кончины матери Пера Гюнта, старой Озе. «Печаль всех матерей мира, прощающихся со своими сыновьями, и всех сыновей, прощающихся со своими матерями, заключена в этой музыке» – так объяснил содержание этой пьесы Кабалевский, рассказывая о ней школьникам.
Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие, а ее аккордовое изложение печальные и величественные звуки органа. Начинаясь приглушенно в низком регистре оркестра, тема постепенно, как бы уступами, поднимается выше и выше. Ее звучание усиливается. Как печальное эхо, отвечают ей тихие вздохи – хроматические полутоны в верхнем голосе.
К концу пьесы звучание перемещается в нижний регистр и постепенно замирает. Исполняется «Смерть Озе» только струнными инструментами оркестра.
«Танец Анитры». Анитра – девушка, с которой Пер Гюнт встречается во время своего странствования по Аравийской пустыне. Она исполняет танец легкий, изящный и грациозный.
Словно насмешливый и непостоянный нрав Анитры, музыка танца очень изменчива. Каждое построение, начинаясь в одной тональности, завершается в другой. Аккордовый танцевальный аккомпанемент сменяется октавами стаккато. Мелодические фразы часто обрываются, откликаясь, как эхо, в другом голосе.
«В пещере горного короля». Пер Гюнт попадает в пещеру – во дворец короля гор. В тронном зале собираются придворные горного короля – тролли, кобольды, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером (тролли, кобольды, гномы – сказочные существа в норвежском фольклоре).
Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.
В основе пьесы – всего одна тема в характере сказочного марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.
Вначале тема марша звучит в самом низком регистре, настороженно и таинственно.
Постепенно мелодия переносится все выше, а сопровождение начинает варьироваться. Появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.
Внезапно все прерывается резкими аккордами. Еще дважды мелодия пытается возобновить свой бег. Но настойчивые аккорды с взлетающими форшлагами, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.
Вторая сюита «Пер Гюнт» включает пять пьес. Наиболее известна из них «Песня Сольвейг» – невесты Пера Гюнта, которая долгие годы ждала его возвращения. Печальная и нежная мелодия песни одно из самых вдохновенных творений Грига.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание