logo
Зубарева Л

Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)

Просветительские начинания петровского времени принесли ощутимые результаты в последующий период, отмеченный яркими достижениями в области русской науки, литературы, искусства. В истории отечественной культуры этот период связан с именем великого ученого-энцикло-педиста и поэта М.В. Ломоносова, с деятельностью виднейших представителей русского литературного классицизма А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в деятельности знаменитого зодчего В.В. Растрели, в портретной живописи А.П. Антропова и И.П. Аргунова.

Предпринятый Петром процесс укрепления Русского государства и его выхода на международную арену вызвал естественную потребность в организации новых центров культуры, созвучных общеевропейскому уровню.

В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы. Русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Однако, несмотря на заметные успехи, музыкальная жизнь этого времени несет на себе печать сословных ограничений. Центром музыкальной культуры в крепостническом государстве по-прежнему был императорский двор, и самые задачи искусства воспринимались, прежде всего, с точки зрения придворного этикета. Музыка служила здесь в основном целям украшения придворного быта возвеличения персоны монарха.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Возникновение оперного театра в послепетровскую эпоху сыграло огромную роль в музыкальном воспитании русского общества, в развитии музыкальных вкусов, а главное – в формировании своих исполнительских традиций. На оперном репертуаре воспитывались и русские певцы, и музыканты-инструменталисты, и композиторы. Неудивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности наиболее одаренных, ведущих композиторов XVIII века.

Первые оперные спектакли при русском дворе начались в марте 1731 года, когда в Москву была приглашена труппа итальянских артистов, состоявших на службе в Дрездене у саксонского курфюрста Фридриха Августа.

Однако жанр комической оперы, несмотря на блестящее исполнение, все же не отвечал запросам императорского двора.

Жанр итальянской героико-мифологической оперы-сериа утвердился в России с середины 30-х годов. 29 января 1736 года в Петербурге, в специально построенном «оперном доме» была в первые поставлена итальянская опера-сериа под названием «Сила любви и ненависти». Автор ее, неаполитанский композитор Франческо Арайя (1717-1767). Успеху спектакля свидетельствовало участие в нем балета: вместо комических интермедий в антрактах между действиями оперы исполнялись короткие балетные представления, поставленные известным итальянским балетместером Антонио Ринальди.

Опера-сериа служила, прежде всего, украшением придворного быта, предметом пристального внимания и поощрения царствующих особ, склонных отождествлять себя с легендарными героями этих торжественных представлений

Расцвет оперы-сериа наступил в 40-50-х годах. Роскошные постановки оперных спектаклей хорошо отвечали величественному, импозантному стилю русского барокко», прочно установившемуся тогда в дворцовой архитектуре, как и во всей обстановке придворного быта северной столицы.

Оперы исполнялись на итальянском языке. Зрители следили за представлением, держа в руках специально отпечатанные русские переводы либретто. Однако уже в первые годы своей деятельности Арайя должен был прибегнуть к помощи русских артистов. Из среды певчих Придворных капеллы выдвинулись талантливые певцы Марк Полторацкий, Гаврила Марцинкевич и др. Постоянно участвовал в оперных представлениях большой хор Придворной капеллы, что давало возможность композитору вводить в оперу широкие массовые сцены.

Развитие оперной культуры в России, разумеется, не было тем единственным руслом, по которому осуществлялась связь с западноевропейской музыкальной традицией.

Обычным явлением еще в 30-х годах становятся камерные концерты при дворе. В них принимают участие видные иностранные музыканты, представители классической итальянской инструментальной школы. Постепенно из среды придворных музыкантов выдвигаются и свои, русские исполнители.

К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра. Принимавший участие в оперных постановках, и в официальных торжествах, оркестр этот непрерывно рос и пополнялся преимущественно русскими музыкантами, воспитанниками военных оркестров.

Важное значение в домашнем быту приобрела вокальная музыка и ее основная разновидность – лирическая песня. Традиция вокального исполнительства, по существу самая распространенная в широких слоях русского общества, в XVIII века утвердилась и расцвела под влиянием русской поэзии.

По типу композиции эти первые образцы любовной лирики пока еще связаны с устойчивой традицией старинных кантов и духовных псальм. В них господствует принцип трехголосного изложения с параллельным движением в двух верхних голосах и самостоятельной партией баса. Во всех сохранившихся нотных записях инструментальная партия отсутствует. Но на практике эти песни могли исполняться с сопровождением инструментов.

Одновременно в эту любовную лирику проникают новые музыкальные веяния, связанные с бытовым жанром заподноевропейского танца. Широкое распространение, начиная с Петровской эпохи, приобретают песни танцевального ритма, преимущественно в духе менуэта, излюбленного танца нового времени.

Подъем русской поэзии Наступивший в середине XVIII века, вызвал широкий отклик в песенном, вокальном творчестве, и не случайно Державин называет эпоху 40-50-х годов «веком песен».

Именно в это время выдвинулся первый известный нам автор песни – романса Григорий Николаевич Теплов (1711-1779). Видный сановник, государственный деятель и ученый адъютант Академии наук, Теплов принадлежал к числу образованных светских любителей музыки. Он хорошо пел, играл на клавесине и скрипке, постоянно участвовал в придворных концертах.

В лучших своих песнях этот способный композитор-любитель по праву может быть признан одним из основоположников русской романсовой лирики, «прадедушкой русского романса».

Многочисленные образцы песенного жанра, представленные в сборниках XVIII века, неизменно привлекают пристальное внимание историков русской музыки. Это была, в сущности, единственная область музыкального творчества, доступная самому широкому кругу любителей музыки. Только по ней мы можем судить о том, чем жили несколько поколений русских людей, уже причастных к новым формам культуры и быта, но еще не приобщившихся к сложным формам профессионального искусства. За исключением этих песен, первая половина века не оставила нам произведений русских композиторов (церковная хоровая музыка составляла особую область).

Период приобщения к ценностям западноевропейского искусства воспитал в России своих талантливых музыкантов, успешно усвоивших эстетические требования века, сумевших перенести их на русскую почву. Уже были заложены прочные основания отечественной национальной исполнительской школы в области оперного и балетного театра, вокального и инструментального исполнительства. Уже выдвинулись к середине столетия целое поколение профессиональных музыкантов, способных исполнять сложную инструментальную музыку, постепенно наполнявших придворные и крепостные оркестры. Теперь свое слово должны были сказать первые русские композиторы, выступившие в последней трети века, в знаменательную пору русского Просвещения.