logo
Зубарева Л

От гармоники до баяна

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно – гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый, деревенский

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив,

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Это «Василий Теркин» Твардовского. А сколько еще стихов, да и песен, и шуточных, и лирических, посвящено гармонике.

Изобретатель ручной гармоники – Фридрих Бушман. Она была изобретена в 1822 году. Отец Фридриха был музыкальным мастером и музыкантом, поэтому с раннего детства приобщал сына к своему ремеслу.

В 1822 году Фридрих, живя в Берлине, работал настройщиком органов и фортепиано. Для облегчения настройки музыкальных инструментов он сделал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда в коробочку вдували воздух, язычок звучал, издавая звук определенной высоты. Несколько таких коробочек, звучащих на разной высоте, упрощали настройку. Совершенствуя это приспособление, Бушман вделывает каждый язычок в отдельный мех. Теперь не надо было дуть растянутый мех, сжимаясь, подавал воздух на язычок. Затем Фридрих встраивает все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснащает их клапанами. Так, облегчая себе труд, семнадцатилетний мастер изобрел самостоятельный музыкальный инструмент.

Венский органный мастер Кирилл Демиан усовершенствует этот инструмент и называет его аккордеон. На нем можно было играть очень простые мелодии и только в одной тональности. В отличие от современного аккордеона на инструменте Демиана вместо современной клавиатуры были кнопки.

В Россию, прародительницу современного баяна, гармошку привезли купцы. Из заморского сувенира очень скоро она превратилась в народный инструмент. Этим она обязана любознательности тульского оружейника Ивана Сизова, который в 1830 году купил инструмент на ярмарке в Нижнем Новгороде и сам сделал такую же. Сразу, в Туле – городе умельцев, стали открываться сначала мастерские, а затем фабрики по производству гармоник. И вот уже во многих городах возникают свои фабрики, причем в каждой области гармонику переиначивали на свой лад, подлаживая под свои напевы.

Вернемся немного назад. Итак, Демиан назвал свой инструмент аккордеоном. На западе и клавишные, и кнопочные инструменты называются аккордеонами. В России же к ним относят только инструменты с фортепианной клавиатурой для правой руки. А сделан он был Ельце. Елецкую гармонику называли рояльной, за схожесть правой клавиатуры с роялем.

Пытаясь усовершенствовать гармонику, мастера создавали новые модели, например, гармоника Николая Ивановича Белобородова. И все же гармошка была далека от совершенства. В 1907 году Петр Егорович Стерлигов создает инструмент, имевший для правой руки больше четырех октав по двенадцати звуков, а в левой – басы и аккорды всех тональностей.

В честь древнерусского певца-сказителя его назвали баяном.

У баяна и аккордеона есть близкие родственники. Одновременно с ручной гармошкой появилась фисгармония. Клавиатура располагалась горизонтально, и играли на ней, как на фортепиано сидя.

Губная гармошка собственно, она была преобразована в ручную гармонику – довольно простой музыкальный инструмент. Все эти инструменты – гармошка, баян, аккордеон, фисгармония, губная гармоника – объединяются в один знаменитый род.

Гитара

Свое происхождение гитара берет из глубокой древности. Когда именно она появилась, неизвестно, но в XIII веке ее широко использовали в Испании. Некоторые музыковеды и инструменталисты считают, что возникновение гитары относится еще к античным временам. Но достоверно то, что она была, когда не было ни фортепиано, ни скрипки.

Несмотря на древность и широкое использование, у гитары, на пути ее развития, были конкуренты. В XIV веке в Европе появляется лютня. Она оттесняет гитару, в силу своего репертуара и развитых приемов игры. Потом еще одна соперница – ручная виуэла. Но, будучи очень похожей, на гитару, она возрождает к ней интерес.

К началу XIX века появляется шестиструнная гитара, которую сейчас считают классической. В это время композиторы пишут музыку специально для гитары. Знаменитый скрипач и композитор Николо Паганини не только сочинял пьесы для гитары, но и блестяще на ней играл.

Итальянский композитор Мауро Джулиани писал музыку только для гитары и своим творчеством доказал, что она (гитара) способна исполнять виртуозные, сложные произведения.

Новые серьезные конкуренты – скрипка и фортепиано – снова отодвигают гитару на второй план. В середине XIX века отношение к ней любителей музыки меняется. Все реже звучит гитара в концертных залах, уходя все более в быт.

Не изменилось отношение к ней только в Испании. В 20-х годах нашего столетия в России многие считали гитару мещанским инструментом. В это время на гастроли приехал знаменитый испанский гитарист Андрес Сиговия. Его приезд был встречен недоуменно: как мещанский инструмент может звучать в концертном зале консерватории. После концерта Анатолий Васильевич Луначарский писал: «Трудно представить себе такое полное преодоление границ инструмента и притом не путем искусственного форсирования его, а путем необычайного умения извлечь из него все таящиеся в нем и до сих пор неизвестные возможности...».

Вместе с русским романсом появляется семиструнная гитара, на которой проще и удобнее аккомпанировать. Но кроме аккомпанемента, на ней исполняют сольные произведения. Невозможно представить без гитары песни и танцы цыган.

В Южной Испании существует особый вид народного искусства фламенко. Это и песня, и танец, и музыкальный аккомпанемент. Гитара – практически единственный инструмент фламенко. Фламенкисты чаще всего самоучки, но их игра поражает своей виртуозностью и красотой импровизации.

Своеобразна и неповторима гавайская гитара. Необычайность звучания придают ей металлические струны и медиаторы, которыми гитарист защипывает струны правой рукой, водя металлической пластиной по струнам левой.

Постепенно гитара снова вернулась на концертную сцену и зазвучала в руках больших мастеров, которые подняли ее на небывалую высоту.