logo
Зубарева Л

Виды народного творчества

Многие виды народного песенного творчества, сохранявшиеся в быту до недавнего времени, а частично продолжающие жить и поныне, коренятся в условиях труда, жизненном укладе и порожденных им верованиях и представлениях первобытного общинного строя. Конечно, они не оставались неизменными на протяжении веков. Передаваясь из уст в уста от одного певца к другому, песня неизбежно эволюционировала, приобретала новые черты. С изменением условий жизни одни песни забывались и выходили из употребления или продолжали жить в существенно переосмысленном виде, одновременно рождались другие песни и песенные жанры, новые как по содержанию, так и по своему художественному облику, средствам поэтического и музыкального выражения.

К древнейшим слоям песенного фольклора относятся обрядовые песни, связанные с магическими действиями, при помощи которых человек стремился воздействовать на природу. Эти песни наиболее каноничны и консервативны по своей художественной структуре. Индивидуальное начало в них всецело подчинено традиционным формам коллективного сознания и как бы растворено в них. Поэтому некоторые из обрядовых песен могли сохранить в своем мелодическом складе черты глубокой архаики, хотя давно уже утратили первоначальное функциональное назначение.

Русские обрядовые песни составляют два больших цикла: календарно-обрядовый и семейно-обрядовый. Календарно-обрядовый фольклор связан с годовым циклом сельских работ. Благополучие земледельческого народа, каким были славяне, зависело от того, как уродила земля. А чтобы достигнуть хорошего урожая, надо было воздействовать на обожествленные силы природы, умилостивить их с помощью жертвоприношений, заговоров, призывов, заклинаний, игр, плясок, хороводов. Так сложился определенный ритуал, в состав которого входили и песни, особые для каждого сезона.

Возникнув в пору глубокой языческой древности, эти обряды продолжали жить в народе, и после крещения Руси, в сочетании со своеобразно воспринятым христианским вероучением. Образы языческих божеств отождествились в народном сознании с христианскими святыми, а отправление соответствующих обрядов приурочивалось к праздникам христианского календаря. Грозные тирады церковных проповедников по адресу «крестьян (христиан) в двоеверии живущих» не могли искоренить в народе старые поверия и обычаи.

Начало календарного цикла приходилось на период зимнего солнцеворота, когда «солнце на лето, а зима на мороз поворачивает». С введением христианства эти празднества были приурочены к рождественским и новогодним святкам, от 25 декабря по 6 января. Характерным для них песенным жанром являются колядки, которые исполнялись группами колядующих, ходивших по деревне от одного двора к другому с пожеланиями хорошего урожая в наступающем году, счастья и долголетия. В старину этот обычай был широко распространен и в городах вопреки преследованиям церковных властей.

Следующая большая группа календарно-обрядовых песен связана с масленицей – праздником проводов зимы и встречи солнца, приуроченным к кануну предпасхального Великого поста, длившегося семь недель. Символическое значение имел обряд сжигания чучела, сопровождавшийся веселыми играми, песнями и плясками. В начале марта приветствовали приход весны специальными песнями – веснянками, которые исполнялись девушками на высоком месте, пригорке или крыше дома, откуда открывался далекий обзор. Праздник солнечного божества Ярилы, когда природа оживала, поля и леса покрывались свежей зеленью, совпал с христианской Троицей – в этот день девушки шли с дарами и с пением песен к березке и завивали ее венками, иногда березку срубали и ходили с ней по улицам деревень и городов.

Одним из самых радостных и веселых праздников был летний праздник Купалы 24 июня (день Иоанна Крестителя). О древности этого праздника свидетельствует летописная запись XIII века: «Собирается простой народ обоего пола и сплетает себе венки из съедобных трав и кореньев и, перепоясавшись зеленью, разводят огонь, расставляют зеленые ветви и, взявшись за руки, ходят вокруг огня с пением песен, поминая Купалу, потом прыгают через огонь, принося жертву этому бесу».

С течением времени первоначальное магическое значение обряда и всего комплекса, связанных с ним художественных форм забывалось, он превращался в игру или театрализованное действо. Но как пережиток языческой обрядности сохранялась календарная приуроченность песен.

Каждая группа календарно-обрядовых песен обладает своими отличительными чертами, но есть у них и общее, определяемое их первоначальным магическим назначением. Общей типологической чертой их является, прежде всего, формульность мелодической структуры. В основе напева каждой песни лежит одна краткая формула-попевка, повторяемая на всем его протяжении с небольшими вариантами. Как правило, эти формулы заключены в пределы узкого звукоряда – терции, кварты, квинты.

Не все обрядовые песни укладываются в эти звукорядные типы. Встречается немало веснянок, колядок и других песен календарного цикла с напевом в пределах кварты или квинты, но с диатоническим заполнением всех промежуточных ступеней. Возможно, что это результат позднейшей эволюции.

Обряд всегда нормативен и подчиняется установленным традицией формам, обязательному ритуальному канону. Наиболее развернуты и богаты художественно образными элементами причитания, исполняемые во время похорон. На кладбище причитающая может слегка коснуться прежней жизни умершего или обстоятельств его смерти. При этом конкретные мотивы, связанные с личностью этого человека, которого хоронят, занимают незначительное место в причитаниях: «большая часть занята общими для всего обряда традиционными поэтическими формулами выражения скорби, горя, страдания. Они прослаивают все плачи, вне зависимости от их приуроченности. Нередко даже целые тексты состоят из той или иной – комбинации мотивов-сетований».

Но многое, несомненно, коренится в весьма отдаленном прошлом. Обычай причитать над покойником существовал еще в языческую пору и лишь несколько изменил свою форму с принятием христианства. Причитали не только во время похоронного обряда, но и в установленные дни поминовения. Эти дни часто совпадали с календарными праздниками: обязательным было поминать усопших в предшествующую – Троице «русальную неделю». В подобных случаях надгробные причитания соединялись с песнями совершенно иного жанра и характера.

Мелодические формулы причитаний, как похоронных, так и свадебных, отличны от тех, на которых построено большинство календарно-обрядовых песен. Некоторые из причетей обладают детально разработанным мелодическим рисунком, в заключительных оборотах диапазон напева расширяется до кварты и квинты.

Свадебная причеть структурно родственна похоронному причитанию и иногда даже исполняется на тот же «голос». Некоторые из них приближаются скорее к песне, чем к плачу, могут исполняться не только соло, но и хором, подружками невесты. Особенно интересны те из них, в которых подружки поют на совершенно другой напев, чем причитающая невеста.

Если календарный фольклор, тесно связанный с циклом земледельческих работ, является искусством по преимуществу трудящихся масс Древней Руси, то песни, связанные с семейной обрядностью, были в эпоху средневековья широко распространены и среди высших слоев феодального общества.

Уже на ранней ступени общественного развития наряду с обрядовыми возникают и лирические песни, не приуроченные к определенному календарному сроку или событию семейной жизни. В отличие от обрядового фольклора, строго регламентированного обычаем и традицией, лирическая песня более свободна по выражению и не подчиняется единому жесткому канону. «Часто одна песня порождает из себя другую; одна и та же песня поется в одной губернии одним образом, в другой другим. Из лирических песен одни составляют наследие древности, другие возникли в недавнее время и продолжают возникать и изменяться теперь».

Определить с достаточной точностью время возникновения той или иной песни не представляется возможным. В фольклористике сложилось мнение. Что тот тип «протяжной» русской песни с обширной по диапазону, раскидистой мелодией и длительными внутрислоговыми распевами, которому посвящено столько проникновенных поэтических строк в русской литературе, является продуктом относительно позднего времени. Его возникновение принято относить к XV-XVI векам.

Некоторые жанры обрядового фольклора содержат в себе первоначальные ростки эпоса. Эпические элементы присутствуют в колядках: приветствуя хозяина дома, высказывая ему добрые пожелания, колядующие вспоминали о его доблестных и славных деяниях. Надгробная причеть превращалась иногда в пространное повествование о жизни и делах умершего человека. Если это была исторически значительная личность, то такое повествование могло стать эпической песней.

Основным жанром русского эпического фольклора являются былины или «старины», как их чаще называют в народе. В XIX-ХХ веках былины сохранились главным образом в северных областях России, но сложены они были, по-видимому, в среднерусской полосе в период до XVI века и занесены на север в результате его колонизации коренным русским населением.

Все разнообразие былинных сюжетов группируется в несколько больших циклов. Основной и наиболее значительный из них Киевский цикл, в центре которого находится образ князя Владимира Красное Солнышко и его богатырей – дружинников. Многие былинные герои носят имена подлинных, реально существующих исторических лиц.

Былина – музыкально-поэтическое произведение с устоявшейся системой образов, сюжетных ходов и стилистических признаков. В основе большинства из них – оборонная тема, мотив борьбы с жестоким и коварным врагом, но есть былины и на бытовые темы (таковы в большинстве своем новгородские былины), и шуточные, пародийные. Поэтический текст былин основан на свободном, неравносложном стихе без рифмы, с определенным числом ударений в строке (чаще всего – два или три). Обычно очень пространный повествовательный текст исполняется на краткий напев – формулу, протяжность которого соответствует периоду словестной речи. Опытные сказители при многократном повторении одного напева умело варьируют его и придают ему разные выразительные оттенки в зависимости от содержания текста. Напев не прикреплен к какому-нибудь одному сюжету. Каждый сказитель обладает одним или несколькими немногими напевами, на которые он исполняет весь хранящийся в его памяти запас былинных сюжетов.

Наряду с этой «северной традицией» существует и другая, отличная от нее традиция исполнения былин. На Дону, Кубани и на Урале былину не «сказывают», а поют, иногда хором, на мелодию широкого песенного склада. Но исторические данные и аналоги с эпосом ряда других народов приводят к заключению, что древняя традиция эпического сказа в наиболее полном и чистом виде сохранилась в северорусских областях.

Есть предложение, что в прошлом былины исполнялись с сопровождением музыкального инструмента, вероятнее всего – гуслей. Но сопровождался ли былинный сказ непрерывным инструментальным звучанием или на инструменте исполнялись только краткие интермедии между группами строк – сейчас судить трудно.

Особый род эпического песенного фольклора представляют песни исторические, сюжеты которых, в отличие от былинных связаны с конкретными историческими событиями и лицами. Возникновение этого жанра относится к середине XVI века.

Ряд исторических свидетельств говорит о том, что уже древнейший период жизни русского народа существовала не только песня, но и инструментальная музыка. В народном быту сохранился до наших дней духовой инструмент типа сопели (под разными названиями: дудка, сопилка, пыжатка). Что же касается гуслей и гудка, то они уже давно вышли из употребления и заменены другими, более новыми по происхождению инструментами. Несомненно, также, что народный инструментарий Древней Руси не исчерпывался теми видами инструментов, образцы которых были найдены в Новгороде. Некоторые из существовавших уже в далеком прошлом инструментов, например, берестяная труба, оказались недолговечными из-за непрочности употреблявшегося для их изготовления материала и потому не сохранились до наших дней.

Одним из древнейших инструментов является примитивная флейта Пана, бытовавшая в разных областях России под названиями кувички, кувиклы, кугиклы. В отдельных сельских местностях Курской и Брянской областей этот инструмент сохранялся еще в середине нашего столетия. Кувиклы представляют собой набор трубочек разной длины, изготавливавшихся из тростника или из полых стеблей некоторых трав. Соответственно своему размеру трубочки издавали при вдувании звуки различной высоты. Количество трубок колебалось от двух до пяти, иногда их скрепляли вместе, иногда же просто держали при игре, плотно прижимая одну к другой. В зависимости от числа трубок звукоряд кувикл охватывал два, три или пять звуков, но не превышал квинтового диапазона.

Название инструмента происходит от слов: «кувякать» – плакать, «кугикалка» – ребенок. Игра на кувиклах допускалась только в начале и в конце летнего цикла сельскохозяйственных работ. Это указывает на какую-то связь инструмента с календарной обрядностью. Играли на кувиклах как в Брянской, так и в Курской областях только женщины.

Брянские кувиклы, описанные Куликовским, состояли всего из двух трубок, но при игре соединялись по два или несколько инструментов разного строя, выполнявших каждый свою роль в ансамбле. Курские кугиклы более совершенны и состоят из трех или пяти тростниковых трубочек. Благодаря добавлению так называемых больших придувальных дудок диапазон звучания расширялся до октавы.