Чистый, Великий четверг
В чистый четверг обязательно стремились очиститься водой: люди старались вымыться сами, и вымыть весь дом, чтобы в Пасху войти чистыми; а также, как и на Крещение, искупаться в реке на рассвете, когда вода приобретала магический свойства и несла человеку не только физическое здоровье, но и избавление от грехов.
В Чистый четверг начинали готовиться к Пасхальному столу: пекли куличи, красили яйца, т.к. в этом случае они становятся вкуснее и дольше хранятся.
Пасха
В этнографических исследованиях описана весьма кратко. Время её проведения подвижно, т.к. определяется по лунному календарю не раньше 5 апреля, и не позднее 8 мая. Пасхальные празднества длятся неделю, в церковной терминологии это время называется Светлая седмица, и хотя отмечается она как христианский праздник, в ней сохранилась языческая основа.
Неотъемлемыми атрибутами пасхального стола являются сваренные яйца, выкрашенные преимущественно в красный цвет и традиционный хлеб – кулич, а также сырная (творожная) пасха.
Обрядовую Пасхальную пищу, или её часть необходимо было освятить в церкви. Разговлялись вначале освящённой едой, и только после этого приступали к праздничной трапезе. Считалось, что освящённая пища и её остатки обладают магической силой, поэтому оставшиеся кусочки от куличей хранили, как лекарственное средство и оберег от колдунов, а скорлупу от яиц толкли и добавляли в зёрна для посевов.
Особое настроение празднику прибавлял «пасхальный» вид приветствия – «христосывания»: все здоровались иначе, чем в другое время года – говорили «Христос воскреси», ответом служили слова: «Воистину воскреси», после чего люди целовались три раза и при желании обменивались крашеными яйцами.
В красном крашеном яйце исследователи видят символ жизни, омытой кровью Христа, но также Пасха открывала весеннее – летний цикл аграрных обычаев и обрядов, и красный цвет в этом случае являлся предпочтительным из-за закреплённой за ним символики плодородия.
Обычай хождения по дворам с поздравительными песнями, встречающийся в северных районах России, сближает этот праздник со Святками, но здесь мы встречаем не детей – колядовщиков, а исключительно мужчин – волочебников, которые исполняли песни «колядного» содержания, с припевом «Христос воскрес, сыне Божий», основной целью которых было заклятие плодородия земли и скота. А хозяева в свою очередь одаривали волочебников всякими яствами.
После строгого настроения Великого поста с его медленными песнями и запретами всяческого рода игрищ пасхальные гуляния молодёжи носили характер прямо противоположный. Основные действа переносились на открытый воздух, у южных славян начинали водить круглые хороводы танки, и игры аграрной тематикой, например:
А на горе мак, мак,
Под горою так, так,
Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки,
Уж, вы, девки,
Вы боярки,
Встаньте в ряд,
Бейте в лад,
Не выпустим пана
С карагода... и т.д.
(с. Подсереднее, Алексеевского Р-на, Белгородской области).
Или игры, воспроизводившие в шутливой форме весь цикл сельскохозяйственных работ, что должно было продуцировать хороший урожай.
Приуроченное к этому времени катание молодёжи на качелях (релях) было очень характерно для традиции русских крестьян. Самая распространённая форма релей была натянутая между двух столбов крепкая верёвка, куда парни сажали девушку, и под исполнение рельных песен раскачивали её. Чем выше качали - тем лучше должен был быть урожай.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание