logo
Зубарева Л

Симфония

Симфония на греческом языке означает созвучие. Оно употребляется не только применительно к оркестру, к музыке. Например, русский поэт Бальмонт в осенней красоте природы видел «симфонию красок и шелестов». Симфония в музыке это большое произведение, написанное для симфонического оркестра. Слушая симфонию, мы не знаем, о чем грустит композитор, мы грустим о своем. Мы не знаем точно, какие картины природы вставали перед его глазами. При звуках музыки оживает то, что мы сами видим.

Симфония имеет несколько частей (Прослушивание симфонии N6 П.И.Чайковского). Композиторы писали концерты для симфонического оркестра и какого-нибудь инструмента.

Опера

Опера – это спектакль, в котором действующие лица не говорят, а поют. Опера, как и пьеса, один из видов театрального искусства.

Музыка – главное в опере.

Чтобы сказка могла идти на сцене, ее переделывают в «оперную пьесу» – пишут либретто.

Все свои мысли действующие лица передают пением. Когда на сцене поет один из героев, мы это называем арией или ариозо. Если поют двое – это дуэт, трое – трио, четверо – квартет.

Иногда раскрыть более полно содержание произведения помогают танцевальные эпизоды. Тогда в опере появляются балетные сцены.

С помощью музыки композитор создает в опере не только портреты действующих лиц, но целые картины.

Большинство опер начинаются с увертюры. Слово «увертюра» французское и означает открытие. Ее исполняет оркестр до открытия занавеса. В увертюре заложены ведущие мелодии оперы. Перед 1 и 2 действием звучат «антракты» (музыкальные вступления).

Итак, главное в опере – музыка, звучание оркестра и голосов. Но опера – это и драма, и танец, и живопись, слитые воедино. Именно поэтому опера производит особенно сильное впечатление на слушателей, является самой понятной формой серьезной музыки.

Балет

Балет – это вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. На основе общего драматургического плана (сценария) балет соединяет музыку, хореографию (танец и пантомима) и изобразительное искусство (декорация, костюм, освещение и др.) Разные эпохи рождали различные творческие содружества композитора и хореографа, свои виды взаимодействия музыки и хореографии. Иногда музыка в балете является лишь аккомпанементом, в других случаях хореография стремится раскрыть глубокое содержание музыки.

Современный европейский балет возник в эпоху Возрождения. Появилось слово «Балет», которое тогда обозначало композицию, передававшую в танце не сюжет, а свойство или состояние характера. Искусство зрело внутри других форм: шествий, маскарадов, конных турниров, торжественных трапез. К концу XV века балет входил в зрелища, созданные известными поэтами и художниками.

К XVI веку – в Англии получил развитие жанр маски.

В XVIII веке балет как спектакль начал утверждаться в театрах Вены, где на основе сценария и музыки развивалось чисто хореографическое действие.

Балет существовал в Германии, Швеции, Голландии. Формы балета, заимствованные у итальянцев и французов обогащались национальными колоритами.

К середине XIX века стабилизировалась форма многоактного спектакля и формы балетной музыки (общие танцы, завершающие акт или спектакль, шествия-ярмарки, вальсы, польки, галопы), а также структура танцев солистов.

К началу ХХ века эстетика балетного академизма достигла вершины в произведениях великих русских мастеров (А.А. Горский, М.М. Фокин), на творчество которых влияло искусство А. Дункан, американской танцовщицы, сторонницы свободного танца.

К концу 1950 года балет получает широкое распространение во всех странах мира.