logo
Зубарева Л

Русские композиторы-классики

Большой и славный путь прошла в своем развитии русская музыка. Сколько великих композиторов: Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Скрябин, Рахманинов, Глазунов и многие другие! Их искусство прославило Родину. Во всех странах земного шара звучит их музыка и будит в сердцах людей светлые, добрые, чистые чувства.

Расцвет музыкальной культуры в XIX веке был подготовлен всем ходом ее развития в России. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства. Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, его труд и борьба за свободу, его надежды и мечты о лучшей жизни. Все это отразилось в творчестве великих русских композиторов.

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)

М.И. Глинка – гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки оперной и симфонической.

Талант композитора созревал в период высокого подъема русской культуры, связанного с ростом революционно-освободитель-ных идей того времени. Современник событий Отечественной войны 1812 года, Глинка в своей патриотической опере «Иван Сусанин» показал роль народа в истории родной страны.

Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.

Родился Глинка в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Первые годы жизни провел в деревне. Здесь он полюбил народную песню. В детскую впечатлительную душу мальчика глубоко запали сказки крепостной няни Авдотьи Ивановны.

Огромное впечатление на Глинку произвели события 1812 года. Спасаясь от наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение.

В семье часто звучала музыка. Крепостной оркестр дяди часто исполнял разнообразные произведения. Приезд оркестра был для мальчика праздником.

Глинка занимался географией, русским, французским, немецким языками, а также игрой на фортепиано со своей гувернанткой. Он учился легко и проявлял особенные способности к языкам и рисованию.

С 1817 по 1822 год Глинка учился в Петербурге в Благородном пансионе, одном из лучших учебных заведений. В эти годы он серьезно занимался музыкой. Глубокое впечатление произвели на него уроки у знаменитого пианиста Джона Филда. Успешно изучал языки – латинский, французский, английский, немецкий, персидский. Часто бывал в театре, увлекался оперой и балетом. По окончании пансиона поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но служба тяготила его, она отрывала от занятий музыкой, мешала творчеству. Он уходит в отставку. В Петербурге сближается с интеллигенцией, знакомится с поэтами Дельвигом, Жуковским и Грибоедовым. К этому времени он уже автор многих фортепианных пьес и романсов. В 1825 году написал романс «Бедный принц» и элегию «Не искушай». Большое впечатление произвела на него поездка на Кавказ.

В 1830 году он уезжает в Италию с надеждой, что теплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье.

В Италии часто бывал в театре, слушал оперы, знакомился с лучшими певцами и композиторами, сочинял арии в итальянской манере. После четырех лет, проведенных в Италии, Глинка поехал в Германию, где знакомится с Зигфридом Деном, который привел в систему музыкально-теоретические знания композитора. За границей он пишет несколько романсов, «Патетическое трио» и ряд других произведений. Возникла идея создания отечественной оперы.

Вернувшись в Россию в 1834 году, Глинка стал сочинять оперу о подвиге Ивана Сусанина. Опера с большим успехом была исполнена в 1836 году на сцене Большого театра в Петербурге.

После этого композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Это первая русская сказочно-эпическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом. Вся опера представляет собой контрастное чередование отдельных красочных картин.

Работа над оперой растянулась на пять лет. Тогда же родились многие вокальные шедевры Глинки: «Ночной смотр», «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «Сомненье», «Жаворонок», «Вальс-фантазия».

В 1842 году состоялась премьера «Руслана и Людмилы». Интеллигенция и демократическая публика высоко оценили красоту создания Глинки. Аристократия встретила оперу с холодным равнодушием.

В 1844 году Глинка уезжает за границу, на этот раз во Францию и Италию. В Париже он знакомится с Берлиозом.

Два года композитор провел в Испании. Его увлекала народная испанская музыка. Глинка знакомился с народными музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык.

В 1845 году написал концертную увертюру «Арагонская хота», используя записи испанских народных танцев. В 1848 году по возвращении в Россию была создана еще одна увертюра «Ночь в Мадриде», тогда же была написана и симфоническая фантазия «Камаринская» на темы двух народных песен.

Последние годы композитор жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала его творчеству.

В доме композитора часто собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые музыканты, музыкальные критики.

Умер Глинка в Берлине в 1857 году. Прах его перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

«Иван Сусанин» – первая в истории мировой музыки героическая народная музыкальная драма.

В основе оперы лежит действительное историческое событие подвиг крестьянина села Домнино, недалеко от Костромы, Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года.

Народ собирает отряды ополченцев под предводительством Минина и Пожарского для борьбы с польскими захватчиками. Ополчение одерживает победу и освобождает Москву. Весть об этом гонец приносит в замок польского короля. Рыцари-шляхтичи отправляются в поход, чтобы захватить в плен Минина и взять Москву. Проходя мимо села Домнино, поляки хватают Сусанина и требуют, чтобы он показал дорогу на Москву. Сусанин заводит врагов в глухой лес, занесенный снегом. Поняв, что их обманули, поляки в ярости убивают Сусанина.

В основе драматургии оперы лежит конфликт двух сил – русского народа и польской шляхты.

В первых двух действиях композитор поочередно представляет оба лагеря. Третье действие – это открытая борьба, а четвертое сюжетная развязка. В эпилоге содержится обобщение, вывод всего развития.

Конфликтное развитие оперы отражается не только на сюжете, но и на музыке. Польских захватчиков сопровождают танцы – полонезы, мазурки, что характерно для национальной культуры страны. Русских характеризуют народно-крестьянские или солдатские песни. Наделяя положительных героев распевными вокальными мелодиями, которые передают все богатство человеческих чувств и переживаний, композитор лишает этого врагов. Их образы воссоздаются исключительно оркестром.

Средствами музыки Глинка передает развертывание и разрешение конфликта. Воинственная мазурка, характеризующая чужеземцев, к концу оперы звучит неустойчиво, а русская из вокальных номеров переходит в могучий гимн «Славься».

В опере большую роль играют массовые сцены, в которых композитор рисует картины народного быта.

Характеристики действующих лиц даются в ариях, песнях, романсах, ансамблях, хорах, которые имеют законченную форму.

Глинка первым из русских композиторов овладел крупной оперной формой и создал первую отечественную оперу, которая отличалась музыкальным и драматургическим единством.

«Руслан и Людмила». Это сказочно-эпическая опера, в основе которой лежит одноименная поэма Пушкина.

Как и «Иван Сусанин», опера «Руслан и Людмила» построена на идейном и драматургическом конфликте. С одной стороны – положительные герои древней Руси Руслан, Людмила и их друзья, с другой – фантастические персонажи Наина и Черномор.

Сказочный сюжет, странствия героев по сказочным странам, отраженные в музыке оперы, поражают образностью, богатством красок. Рисуя поле битвы, волшебный замок Наины, сады Черномора с чудесными деревьями и цветами, Глинка широко использует красочные гармонии, игру регистров.

Глинка создал два типа русской классической оперы: героическую народную музыкальную драму и народную сказочно-эпическую оперу. От оперы «Иван Сусанин» идет прямая линия к операм «Борис Годунов» Мусорского, «Псковитянка» Римского-Корсакова.

Принципы эпической музыкальной драматургии, использованные Глинкой в «Руслане и Людмиле», ведут к легендарно-сказочным операм Римского-Корсакова «Садко», «Сказание о граде Китеже».

Симфоническое творчество. Cимфонические произведения Глинки отмечаются разносторонностью содержания и богатством образов. Широко используя народные песни и танцы, композитор не просто их обработал, но и развил. Оркестровка Глинки тщательно разработана и глубоко продумана.

В самобытной, гениальной «Камаринской», фантазии на две русские темы, Глинка воплощает русскую народную песенность.

«Камаринская» представляет собой вариации на темы двух русских народных песен – свадебную «Из-за гор, гор высоких» и плясовую «Камаринскую». Они различны не только по жанру, но и по характеру: первая задумчивая, напевная, вторая – веселая.

В фантазии сочетаются наиболее естественные и гармоничные приемы развития русской народной песенности и высочайшая культура композиторского мастерства.

«Арагонская хота» – произведение, основанное на подлинных народных напевах и танцевальных наигрышах, рисует колоритную картину из испанской народной жизни. Хота – эта испанский народный танец.

Относясь бережно, с глубоким уважением и интересом к творчеству другого народа, Глинка выступает как передовой художник.

«Вальс-фантазия» в первом варианте предназначался для фортепиано. Позже Глинка оркестровал его.

Этим произведением композитор передает всю бурю человеческих переживаний: искренность, задушевность, драматизм.

«Вальс-фантазия» – это высокий образец подлинной симфонизации танца.