logo
Зубарева Л

Первый период

К концу Х века, когда христианство получило официальное признание на Руси, византийское культовое пение уже полностью сложилось, формы его стабилизировались и были перенесены на русскую почву в готовом виде.

Самой общей основой восточно-христианского, православного пения, определяющей его коренное отличие от западно-христи-анского, католического, является принцип хорового одноголосия без инструментального сопровождения. Если в ряде стран Западной Европы уже в VII веке к участию в богослужении был допущен орган, а в конце IX века в культовое пение проникают элементы многоголосия, то в Греции, у христианизированных народов Закавказья, южных и восточных славян на протяжении средневековья сохранялась традиция одноголосного пения. На Украине и в России в XVII веке было допущено хоровое многоголосие a cappella, в Греции и у ряда восточных христианских общин одноголосная традиция сохраняется поныне.

Период наиболее интенсивной творческой деятельности византийских гимнографов приходится на время от середины V до IX века. Вместе с поэтическим текстом они создавали и напев, благодаря чему слово и музыка неразрывно связаны в их произведениях. Позже эта связь была нарушена: на смену гимнографам пришли мелурги, которые сочиняли новые мелодии к уже существующим текстам или видоизменяли, перерабатывали старые напевы.

Пока еще русская гимнография развивалась медленно, в период XI-XIII веков было создано не более десяти русских служб и, как правило, авторы их стремились придерживаться византийских образцов. Но эти первые ростки самостоятельной литургической поэзии предвещали высокий расцвет русского певческого искусства в последующую историческую пору.