logo
Зубарева Л

Иван Купала (7 июля)

Иванов день, получивший на христианской почве название рождества Иоанна Крестителя широко отмечался всеми европейскими народами. Древние русские церковные проповедники, критикующие крестьянские «бесовские» обряды чаще всего упоминали именно Купалу. «С вечера собирается простая чадь обоего пола и соплетают себе венцы из ядомого зелия или корения и перепоясавшееся былыем возгнетают огонь; Инде же поставляют зелёную ветвь и, емшеся за руце около, обращаются окрест оного огня, поющее свои песни, переплетающее Купалом; потом через оный огонь перескакуют».

С праздником Ивана Купала связано множество поверий и легенд. Считалось, что в купальскую ночь деревья разговаривают человеческими голосами и переходят с места на место; расцветает огненным цветком папоротник, который раскроет нашедшему его тайны всех кладов, даст силу и научит понимать язык животных и птиц.

В это время приписываются особые свойства растительности, что связано, прежде всего, с тем, что это был период её наивысшего цветения, поэтому собранные накануне Иванова дня травы считались самыми целебными.

Иван Купала тесно связан с культом солнца, растительности и воды, что раскрывает его влияние на плодородие в целом. Сам праздник Ивана Купала в южнорусских районах России не получил такого распространения, как на Украине и в Белоруссии.

Важным купальским атрибутом была растительность, которая проявлялась в виде венков на головах участников, украшения домашних построек и обрядового деревца, которое являлось центром всего праздника15. Дерево убирали цветами венками и разноцветными лентами. Называли дерево Мораной (Мареной или Марой. Под деревом сажали куклу из соломы, одетую в женское платье, которую могли называть Купало.

Купальские костры раскладывали обычно на высоком месте, возле Марены. Огонь, кроме солнечной нёс в себе очистительную функцию. Именно с этой целью было принято в купальскую ночь прыгать через костёр, что по поверьям очищало от грехов и всякой скверны.

К очистительным обрядам можно причислить и купание, которое считалось обязательным в Иванов день. При отсутствии водоёма ритуальное купание заменялось обливанием, но предпочтительным считалось облить человека, или окунуться в воду с головой.

Спас

В первые две – три недели августа начинались ежегодные осенние сельскохозяйственные работы по уборке урожая. Этот период в народе был условно поделён на три части по времени созревания тех, или иных плодов. !4 августа праздновался Спас медовый, или маковей, 19 августа – яблочный, 29 – хлебный, или ореховый. Все перечисленные плоды разрешалось, есть только после соответствующего праздника, т.к. именно после этого они набирают полную силу и благотворно влияют на человека. Для того чтобы подчеркнуть и закрепить это влияние в праздничные дни мёд яблоки и орехи принято было освятить в церкви. После этого пища приобретала целебные свойства, ею разговлялись утром в праздник, и в течение всего дня старались, есть продукты, содержащие её в рецептуре, и угощать ими гостей.