logo
Зубарева Л

Вокальная музыка. Пение и речь

Вокальная музыка – музыка для голоса. Это самый древний вид музыкального искусства, «ровесница» человеческой речи. Когда человек научился применять звуковую речь как средство для общения с другими людьми, возникли и первые примитивные формы вокальной музыки. Это были пастушеские зовы, охотничьи или военные кличи, восклицания, объединявшие усилия людей в совместном труде.

Уже тогда музыка и именно вокальная сопутствовала человеку на всем протяжении его жизни, от рождения до смерти.

С тех пор, человечество прошло огромный, многовековой путь. Изменилось, развилось и усложнилось музыкальное искусство, обогатившись новыми средствами выражения. Но многие древнейшие формы вокальной музыки продолжают жить, сохранившись в быту и в искусстве цивилизованных народов. Например, колыбельная песня и многие другие жанры народно-песенного искусства, уходящего своими корнями в далекое прошлое.

Начиная от самых простых, примитивных форм древнейшего искусства и кончая большими сложными произведениями современности, вокальная музыка неразрывно связана с речью, со словами, так как речь и пение очень близки между собой. Как речь, так и пение воспроизводятся голосовым аппаратом человека и воспринимаются человеческим слухом.

Но между ними есть и существенная разница. Для пения важнее всего различие звуков по высоте, которое достигается изменением напряжения голосовых связок. Для произнесения и понимания слов важнее не только различие звуков по высоте, сколько их «окраска».

Во всех подлинно-художественных вокальных произведениях музыка усиливает выразительность речи, но это происходит по-разному. В одних случаях мелодия музыкальной фразы рождается из интонаций словесной речи. Интонации вопросительные, восклицательные, утвердительные получают точную высоту и становятся музыкальными. Такую мелодию называют декламационной, речитативной или речитативом (от латинского – читать вслух, декламировать). Образцы речитатива можно услышать в русской опере, романсе, например у Даргомыжского и Мусоргского.

Но далеко не во всех вокальных произведениях ясно ощутимы речевые интонации. Когда речь становится пением, в ней появляются новые качества, которые свойственны именно музыкальному искусству.

Два принципа – декламационный и песенный – составляют самую сущность вокальной мелодики, на их взаимодействии основаны все ее формы, начиная от самых простых песен для голоса без сопровождения и кончая самыми сложными вокальными произведениями.

Эти два принципа различимы и в народном пении. В народной речи существуют противоположные по смыслу выражения: «певком» и «говорком». «Певком» поются протяжные или «голосовые», «говорком» - различные прибаутки, в которых интерес слушателя сосредотачивается на словах.