Русальная неделя
Вслед за Троицей шла Русальная неделя. Академик Б. А. Рыбаков связывает русальную неделю с древним языческим праздником – русалии. «Русалки в Древней Руси были кульминационной точкой народных языческих праздников. Все виды искусства проявлялись в них в полной мере: музыка, пение танцы, военные игры, театрализованные действия, проводившиеся иногда в масках».
По народным представлениям русалки – души утонувших девушек или же детей, умерших некрещёными, которые являлись в виде красивых бледных дев с длинными распущенными зелёными волосами. В русальную неделю они выходили на землю, бегали по полям и раскачивались на ветках деревьев. Для простых людей они представляют опасность, т.к. могут защекотать до смерти.
Образ русалок тесно связан с водой, что имело большое значения для предстоящего урожая, поэтому в русальную неделю запрещено купаться, а, выходя из дома люди, старались взять с собой полынь, с помощью которой можно было их отпугнуть. Сам же образ русалок, по мнению академика Б.А. Рыбакова восходит к языческому культу водяных женских божеств, которые появлялись на земле в тот момент, когда необходим был дождь.
Проводы русалок после Троицких праздников связывают с проводами весны. В связи с проводами русалок встречаются переодевания в одежду противоположного пола. В роли самих русалок выступает пара людей – мужчина и женщина. «Русалки» в секрете от молодёжи заранее делали из холстины для себя маски («рожи») и, одевшись (женщина по-мужски, а мужчина по-женски), вечером, когда все соберутся на улице, с разных сторон подходили к гулянью. Молодёжь, увидев их, с криком бросалась врассыпную, а «русалки» их ловили и щекотали до слёз».
Но на этом виды ряжения, связанные с русалками не заканчиваются. Своеобразное чучело русалки могли делать в виде лошади. В с. Оськино Воронежской области руководили обрядом вождения русалки специальные люди – «русалыцики», которые изготавливали попону для коня, куда помещалось двое мужчин. Передний держал в руках длинную палку, или вилы, на которые одевалась импровизированная голова лошади. Вёл коня парень, одетый в женскую одежду с глиняной маской на голове. Конь брыкался и прыгал, расталкивая толпу, а в конце представления – умирал, валясь на бок и поднимая кверху ноги.
В некоторых местах было принято делать чучело русалки преимущественно из соломы, на голову ей надевали венок и носили с песнями по селу, а, выйдя в поле, бросали на землю, разрывали, или же топили.
Во многих сёлах Юга России проводы русалок соединились с похоронами Костромы, которая нередко заменила собой и сам образ русалки. Это действо носило театрализованный характер, где роль Костромы исполняла девушка, вкруг которой водили хоровод и пели специальную песню:
Костромушка, Кострома,
Чи ты дома, чи нема?
Стук, гряк в ворота,
Костромушка дома?
(с. Подсереднее, Алескеевский р-н, Белгородской области)
А Девушка каждый раз после песни отвечала: «Дома», – затем: «в погреб полезла», – потом: «ножку сломала», и т.д., пока не ответит: «умерла», после чего следовало её отпевание также песней
Кострома, ты
Костромушка моя.
Государыня, барыня моя.
Ой, что ж ты лежишь,
Ничего не кажешь,
Отрублены ножуньки,
Отсечены ручушки,... и т.д.
После чего Кострома оживала.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание