Историческое развитие русской народной песни
1. Введение.
2. Историческое развитие русской народной песни.
1) Коллективное и индивидуальное начала в создании русской народной песни.
2) Устойчивость и изменчивость народной песни.
3) Вариантность народной песни.
3. Исторические песни.
1) Жанровые особенности.
2) Происхождение исторических песен.
4. Традиционные внеобрядовые лирические песни.
1) Определение жанра.
2) Поэтический стиль лирических песен.
3) Композиционные формы и приёмы.
4) Своеобразие лирической сюжетности.
5) Высокая художественная ценность народных лирических песен.
5. Русские обрядовые песни. Жанровый состав обрядового фольклора.
1) Ритуальные песни.
2) Заклинательные песни.
3) Величальные песни.
4) Корильные песни.
5) Игровые песни.
6) Лирические песни.
7) Роль детей в исполнении обрядовых песен.
6. Общественная ценность народных песен.
7. Заключение.
Суровый наш двадцатый век
Стал веком песенных мелодий…
Быть может, в песне человек
Недостающее находит?
и чистоту, и теплоту,
Что так ему необходимы
И что затеряны в быту
И в гуще дел необозримых.
Ю. Погорельский
В жизни каждого человека песня играет немаловажную роль. Начиная с колыбельной, которая звучит над нами с первых дней, песня сопровождает нас всю жизнь. Невозможно познать Россию – ни прошлого, ни настоящего – без русской народной песни. Нам когда-то подарили эти песни наши бабушки и мамы, а наш долг – передать их в наследство нашим детям и внукам.
Народная песня – это корни, связывающие человека с историей своей Родины. Это мудрость, точность мысли, богатство родного языка, высокая духовность и духовная щедрость. Какие удивительные образы в народной песне, какие краски, изображённые звуками, в этих стихах! И какие чувства – чистые, искренние, сильные – заложили в них безымянные авторы! Народ – замечательный художник. Он удивительно чувствует красоту слова и умеет передать самое важное, существенное в изображаемом явлении, создать ясные, запоминающиеся образы.
Народное поэтическое творчество ведёт своё начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому, естественно, ему присуща устная форма слова. Но фольклор – не только устная поэзия, не только искусство слова. В некоторых жанрах он соединяет слово и напев, как в песне, т.е. сливает воедино словесное и музыкальное искусство. Кроме того, народная песня существует в живом исполнении, т.е. включает в себя элементы театрального искусства (жест, мимика, интонация). «Русская народная песня, – сказал П.И. Чайковский, – есть драгоценнейший образец народного творчества».
Содержание песен отражает жизнь народа, его миропонимание, взгляды нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские. Радищев видел в русских народных песнях «образование души нашего народа». По меткому выражению Герцена, в народных песнях получили своё ярчайшее выражение «все поэтические начала, бродившие в душе русского народа». Необходимо подчеркнуть, что старые народные песни не только рисовали безрадостные картины тяжёлой жизни народа, но и воплощали мечты народа о светлом будущем.
Народные песни возникли в глубокой древности как массовое коллективное творчество. Творческая личность в то время мало выделялась из коллектива. Позже всё большую роль начинают играть отдельные талантливые певцы.
Коллективность народных песен выражается и ж том, что отдельные фольклорные произведения осознаются как общее достояние народа, они долго живут, передаются от поколения к поколению. Но каждый исполнитель может в случае необходимости изменять произведение сообразно своему творческому замыслу.
Формы исполнения фольклорных произведений весьма многообразны. Так, русскую хороводную песню «Во лужках было, лужках» поёт весь хор девушек, а песню «Ой, мы просо сеяли, сеяли» диалогически попеременно поют две части хора. Одна часть поёт:
Ой, мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли;
а другая отвечает:
А мы просо вытопчем, вытопчем!
Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем!
Песню «Вдоль по речке» поют иначе: один певец (запевала) начинает и поёт всю песню, а хор поёт лишь её припев.
Кроме того, у каждого талантливого певца своя художественная манера, и она проявляется в привычных для него сюжетных ходах, способах характеристики героев, употреблении выразительных средств. Изменения в текст и напев вносятся также в зависимости от обстановки исполнения, состава слушателей: для своих односельчан певец будет исполнять произведение более свободно. Могут изменяться и отдельные элементы поэтики. Например, традиционные фольклорные эпитеты становятся всё менее устойчивыми, менее употребительными; появляются новые эпитеты, которые используются более свободно.
Произведения фольклора – значительные художественные достижения. Они служат важной частью духовном культуры народа на протяжении длительного времени. Народ отметил, необходимость долговечного слова: «Говори так, чтоб надолго стало». Народные песни – создание коллективного творчества, а что создано коллективом, то сохраняется очень долго.
Песня приобретает устойчивость благодаря своей устной форме, в которой она передаётся от певца к певцу, от поколения к поколению. Устная форма требует запоминания, заучивания наизусть. В России были певцы, которые помнили до трёхсот песен.
Но человеческая память не безгранична, она не полностью сохраняет то, что ею усваивается. В силу этого певец не в состоянии точно воспроизвести текст всех произведений, которые слышал.
Могут создаваться новые песни и перерабатываться существующие. Причём переработка может идти и по линии их развития, и по линии разрушения. А это приводит к тому, что они нередко одновременно живут во множестве вариантов.
Вариантность – обязательный признак фольклорных произведений. Степень различия двух или нескольких вариантов народной песни может быть неодинаковой.
Во-первых, варианты могут совершенно не отличаться друг от друга ни по содержанию, ни по форме, ни по степени сохранности. Отличает их то, что в них какие-нибудь слова заменены другими, близкими по значению.
Так, например, один вариант песни начинается словами:
Мужик пашеньку пахал,
Красно солнышко смотрел,
а другой имеет такое начало: Мужик пашеньку пахал,
Сам на солнышко глядел.
В приведённом примере несколько иное выражение понятий не изменяет общего содержания песни.
Во-вторых, варианты, не отличаясь друг от друга ни по форме, ни по степени сохранности, могут всё же различаться по содержанию.
В-третьих, варианты одной и той же песни могут и той или иной мере отличаться друг от друга по степени сохранности. Один вариант может быть более полным, другой сокращённым.
В-четвёртых, варианты могут отличаться друг от друга особенностями художественной формы. Отмечены, например, случаи, когда под влиянием литературной поэтики в нерифмованную традиционную лирическую песню проникает рифма, иногда замечается тенденция к строфичности.
В вариантности получают своё отражение отмеченные выше факторы изменения текста (исторические условия, мировоззрение народа). Для разъяснения рассмотрим два примера. В народе широкое распространение получила лирическая песня «Из-за лесу, лесу тёмного». В подавляющем большинстве своих вариантов она имеет бытовой характер. В ней рассказывается о том, как молодая женщина-крестьянка посылает соловья к родителям и просит его рассказать им, как ей тяжело жить в чужой семье.
Вот типичная форма выражения этих мыслей:
Ах ты, матушка, неволюшка,
Чужа дальня, сторонушка,
Чужа дальня, незнакомая
Как чужой-то отец с матерью
Безвинно журит, бранит,
Понапрасну говорит,
Старый молодёхоньку
Не пущает погулять
Со ребятами поиграть.
Однако в среде крепостного крестьянства в XIX в. бытовала песня, в которой приведённый выше отрывок заменён другим, имеющим ярко выраженную социальную направленность. Песня говорит уже не от имени какой-то одной крестьянки, а от имени всего крепостного крестьянства:
Что пропали наши головы
За боярами, за ворами:
Гонят старого, гонят малого
На работушку тяжёлую,
На работушку ранёшенько,
А с работушки позднёшенько.
Во время Отечественной войны 1812г. возникла солдатская песня, в которой рассказывалось о том, как пришедшего домой после многолетней службы солдата жена узнаёт только по перстню. Основной сценой этой песни является диалог между солдатом и его женой, к которой он вместе с другими солдатами просится на ночлег. В диалоге есть такое место:
– Ты давно ль, вдова, вдовеешь?
Ты давно ли сиротеешь? - 4 -
– Я вдовею лет пятнадцать,
Сиротею с годом двадцать.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1943гг. был записан вариант этой песни, в котором отмеченное место имело такой вид:
– Скажи, скажи, хозяйка,
С каких ты пор вдова?
И солдатка отвечает: – Из сорок первого годику,
Как началась война,
Я мужа проводила,
Сыночка отдала.
Варианты фольклорных произведений помогают понять смысл и причины тех изменений, которые происходят в народной песне. Это даёт ценный материал для раскрытия закономерностей фольклорного процесса.
До наших дней в памяти народа сохранилось немало жемчужин народного творчества. В науке о народном поэтическом творчестве до сих пор нет единого мнения о том, что такое исторические песни – особый фольклорный жанр или тематическая группа разнотипных жанров.
Однако есть основание принять точку зрения, что исторические песни – единый жанр, но в них есть несколько разновидностей песен, относящихся по происхождению к различному времени и имеющих разнотипные структурные особенности.
Термин «исторические песни» не народный; он создан и введён в употребление литературоведами, историками, фольклористами. В народе песни этого типа называются просто «песни», иногда «старые песни».
Исторические песни по объёму меньше былин (жанра большой формы) и больше лирических песен (жанра малой формы). Кроме того, это стихотворный и эпический жанр. Стих в более ранних песнях близок к трёхударному былинному стиху. Чаще же он тяготеет к двухударности. От стиха лирических песен он отличается большим числом слогов и отсутствием распева.
Эпический характер исторических песен проявляется в повествовательности – рассказе о событиях, которые изображаются объективно, без вмешательства повествователя в их ход. В литературе можно встретить определение исторических песен как лиро-эпических и даже лирических. Однако это суждение в общей форме принять нельзя, так как лирическое начало проникает в исторические песни в более позднее время.
Исторические песни – сюжетный жанр. Сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду. Предмет исторической песни – конкретные действительные события и лица. В центре события обычно стоят борьба народа за независимость и его социально-освободительная борьба. Исторические песни – повествования о прошлом. Однако они складываются обычно вскоре после событий, по их следам. Некоторые песни явно сложены участниками или свидетелями событий.
Исторические песни имеют свой состав действующих лиц. Их персонажи – не былинные богатыри и не простые люди бытовых лирических песен и баллад (жена, муж, свекровь, молодец, девушка), а известные исторические деятели: Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачёв, Суворова т.д. Важной особенностью исторических песен является то, что в них действует или присутствует при событиях народ, который порой выражает своё отношение к этим событиям. Эти песни раскрывают психологию, переживания и мотивы действий своих персонажей. Развитие изображения внутреннего мира человека – характерная особенность исторических песен.
Значительны идейно-художественные цели исторических песен. Песни запечатлевают в сознании народа память о важнейших событиях и лицах истории, выражают народное понимание истории и дают оценку событиям и деятельности лиц. В них, наконец, нередки объяснения событий и поведения персонажей. В песнях с большой силой выражены патриотические идеи-гордость своей Родиной, осознание необходимости её защиты,а также идея народной свободы.
В исторических песнях есть две основные тематические линии: военная и социальная. К первой относятся, например, песни о войнах и полководцах, ко второй – песни о Степане Разине и Емельяне Пугачёве.
Процесс формирования исторических песен был сложным. Они стали складываться, когда появился жизненный материал, который необходимо было запечатлеть в народной памяти. Такой материал представляли собой события, связанные с татаро-монголь-ским нашествием на Русь в XIII в.
Вспомним одну из самых драматичных песен-баллад о полоне «Что в поле не пыль пылит...»: пленённая русская нянюшка качает татарчонка и узнаёт в нём по приметочке родного внука:
...Ты баю-баю, мило дитячко,
Ты по батюшке злой татарчонок,
А по матушке родной внучонок,
У меня ведь есть приметочка,
На белой груди копеечка.
(Запись М.Ю. Лермонтова)
Ситуация, казалось бы, предполагает самую трагическую развязку, каких немало знает мировой фольклор. А русская песня в подобной же крайней ситуации, когда с уст нянюшки, казалось бы, должны слететь слова проклятий (как слетели они с уст поэта: «Так убей же его, убей»), русская песня – не о ненависти, не о мести, а о преданности и любви. Единственное, что делает русская нянюшка, – это отказывается от золотой казны, просит дочь свою:
Отпусти меня на святую Русь;
Не слыхать здесь петья церковного,
Не слыхать звону колокольного.
Но есть и другие варианты заключительной сцены. По одним: русская нянюшка зовёт с собой на святую Русь и дочь свою, но та отказывается:
Ты родимая да моя мамонька,
Я радым бы была да радёхонька,
Да жалко мне-ка малых детонек.
По другим: нянюшка сама отказывается возвращаться на святую Русь. Она добровольно остаётся в плену, не в силах покинуть дочь на чужбине.
Страшные события татаро-монгольского нашествия активизировали историческое сознание русского народа и его художественное творчество, запечатлевшее эти события и трагическое положение народных масс.
Во второй половине Х1Хв. исторические песни значительно отходят от традиционной структуры. Сильно ослабевает сюжетность. Песни принимают форму лирического высказывания по поводу события или, ещё чаще, по поводу поведения какого-либо лица. В основе песен – отдельные эпизоды или положительные и отрицательные характеристики. Несколько песен рисуют картины обороны Севастополя. Песни патриотичны. Солдаты переносят тяжкие лишения, но стойко защищают город. Высоко оценивается деятельность реп и храбрость адмирала Нахимова.
В песнях о Крымской войне можно выделить несколько тем. Первая из них – горе при известии о призыве молодых ребят. Вторая – тяжёлый путь солдат к Севастополю и трудные условия военного быта. Третья – решимость солдат выполнить свой долг:
С басурманом будем драться
До последней капли крови.
Четвёртая тема – прославление командиров:
Уж как Щеглов – храбрец
Показал нам образец.
А Нахимов-то пойдёт
Всех в конец нас разобьёт.
Пятая – сатирическая. Осмеянию подвергается французский король, который хвастается, что разорит Москву, заберёт в полон всех генералов, а московских красных девушек раздарит солдатам.
Однако песни о Крымской войне - последняя стадия истории песен этого типа. Процесс перерождения жанра ещё с большей чёткостью прослеживается в песнях о русско-турецкой войне 1877 – 1878гг.: они утрачивали целостный сюжет, развивали лирическое начало, упрощали поэтику.
Как искусство слова народная лирическая песня относится к лирическому роду поэзии, который по принципам художественного освоения действительности существенно отличается от эпического рода. Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты объективной действительности, то в лирике основное значение имеет выражение отношения к этим фактам, передача мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. Народная лирика в выражении мыслей и чувств лишена тех черт индивидуализации, которые мы привыкли видеть в лирике литературной В народных лирических песнях вместе с выражением мыслей и чувств, которые составляют их главное содержание, лаконично, но довольно отчётливо показываются и те жизненные обстоятельства, которые их вызвали.
Для языка традиционных песен характерно то, что в его основе лежит живая разговорная речь народа. В поэтическом стиле лирической песни необычайно ярко проявляются её жанровые особенности. В отличие от былин, где часто встречаются гиперболы, в лирических песнях гиперболы почти не употребляются. Зато в них очень широко используется символика, различные образы природы и животного мира часто употребляются не в прямом, а в переносном значении.
Народная лирическая песня оперирует значительным количеством самых разнообразных символов. Так, символом молодца в ней является соловей, селезень, голубь. В качестве символов девушки в ней выступают белая лебёдушка, серая утушка или сизая голубка. Часто символом девушки в них являются калина, малина, сладкая вишня, а символом молодца – зелёный дуб, хмель или виноград. Однако чаще всего различные растения являются символами не каких-то конкретных образов, а определённого их состояния, того или иного чувства или настроения. Так, например, хмель, виноград, калина и малина являются символами радости и веселья, а полынь, осина, рябина, туман и буйные ветры, наоборот, – символами горя, тоски и печали.
Специфику поэтического стиля народных лирических песен составляет также широкое употребление в них изобразительных эпитетов и обращений. Нередко в песнях можно встретить обращения к какому-нибудь конкретному лицу, например: «Ах ты, мать моя, матушка!», «Вы кумушки, голубушки!», «Молодка, молодка молодая!» и т.п. Песни нередко начинаются с обращения не к людям, а к различным предметам и явлениям природы: к лесу, рябине, соловью, солнцу, месяцу, тёмной ноченьке и т.п. Например; «Вы леса ль, мои лесочки, леса мои тёмные»; «Рябина, рябинушка, рябина кудрявая». Обращения значительно повышают общую эмоциональную выразительность песни.
Большую эмоционально-выразительную роль в лирических песнях выполняют различные суффиксы. В них можно встретить слова и с увеличительными суффиксами («старичище», «бородище», «гульбище» и др.). Основное назначение уменьшительных суффиксов в лирической песне-служить средством выражения чувств любви, ласки и нежности. Например: «батюшка», «матушка», «подруженька» и т.д. Но нередко уменьшительные суффиксы имеют слова, обозначающие явления и предметы, с которыми люди так или иначе связаны. Например:
Как на горочке на крутенькой,
на крутенькой, на пригорочке
Стояла горенка сосновенька.
Во горенке жила вдовинка,
У вдовинки сынок Иванушка.
На основе сказанного можно сделать вывод, что поэтический стиль традиционных лирических песен отличается яркими жанровыми особенностями.
Значительное количество народных лирических песен имеет отмеченные композиционные формы монолога или диалога. Однако следует сказать, что подавляющее большинство лирических песен имеет иную композиционную форму. Эти песни, как правило, построены по схеме «описательно-повествовательная часть плюс монолог или диалог». Но важную роль в них играют и всевозможные описательно-повествовательные вступления, которые этим монологам или диалогам предшествуют.
Приёмы композиционного построения традиционных лирических песен, принципы внутренней организации поэтического материала в них также очень многообразны. Наиболее часто встречаются такие приёмы, как поэтический параллелизм, цепочная связь картин и ступенчатое сужение образов.
Простейшим примером такого ассоциативно-цепочного построения является песня «Соловей мой, залётная пташечка», состоящая из двух картин.
Песня начинается картиной: Соловей мой, залётная пташечка,
Не пой, не пой утром рано на зоре,
Не буди ты моего милого в тереме.
На последнем месте в этой картине стоит образ милого. Но как только был упомянут милый, то по ассоциации рисуется его образ во второй картине, которая начинается строками:
Я думала, что мой милый спит, не чует,
А мой милый сидит, плёточку готовит.
Итак, все формы и приёмы построения народной лирической песни имеют ярко выраженную жанровую специфику. Неверно было бы думать, что в песнях такого рода нет никаких сюжетов, что сюжеты в них не играют никакой роли. Основная масса народных лирических песен имеет сюжет или хотя бы какие-то элементы повествовательности. Большую роль сюжеты выполняют в плане показа различных жизненных обстоятельств, тех условий, в которых живут их герои.
В жанре внеобрядовой народной лирической песни можно выделить несколько тематических циклов. Основные из них следующие: любовные песни, семейно-бытовые, песни антикрепостнического содержания, бурлацкие, ямщицкие и чумацкие, песни о рекрутчине и солдатчине, удалые («разбойничьи») песни.
Подводя итоги изучению русской народной лирической песни, следует подчеркнуть, что своими знаниями по народной песне мы обязаны не только специалистам-фольклористам. Большая заслуга в этом деле принадлежит замечательным русским писателям и выдающимся литературным критикам. Прежде всего, отметим, что в статьях Белинского, Чернышевского и Добролюбова дано глубокое определение специфики жанра лирической песни, особенностей её содержания и художественной формы.
Н.Г. Чернышевский, характеризуя содержание лирических народных песен, писал: «Каково её содержание, такова и форма её: проста, безыскусственна, благородна, энергична». Гоголь восторженно восклицал: «Моя радость, жизнь моя! песни! Как я вас люблю!»
В русском фольклоре наши писатели видели живой родник национальной самобытности, образец и неисчерпаемый источник совершенствования поэтического мастерства. В связи с этим Пушкин говорил: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка.» На протяжении XVIII-XIX вв. учёными собран огромный материал по обрядам и обрядовой поэзии. Обрядовый фольклор – сложное многожанровое явление. Исследователи делят его на календарный и свадебный. В календарном Фольклоре выделяют колядки, масленичные песни, веснянки, троицко-семицкие, купальские и жнивные песни. К обрядовому фольклору относят заговоры, причитания, приговоры дружки, свадебные песни. Некоторые учёные рассматривают хороводные песни в разделе обрядовой поэзии.
Термин «обрядовые песни» обозначает многожанровое явление. Шесть жанров – ритуальные, заклинательные, величательные, корильные, игровые и лирические обрядовые песни – различаются между собой вполне определённо.
Рассмотрение главных функций жанров обрядового песенного фольклора показало, что каждый из них выполнил в обряде только ему присущую функцию. Ритуальные песни формировали обряд, фиксировали его совершение; заклинательные песни заклинали сверхъестественные силы и благополучие человека.
Например, ритуальная песня объявляла:
-Уж вы девушки-красавицы!
Не пора ли вам игры оставлять,
Не полно ли вам песни распевать?
А в заклинательной песни крестьянин, который зависел от природы, одушествлял её и просил весну:
– Весна, весна красная!
Приди, весна, с милостью,
С милостью – с великой благостью!
Величальные песни расхваливали участников ритуала. Часто песни рисуют глаза и брови доброго молодца:
...брови чёрные,
Как у чёрного соболя,
У него очи ясные,
Как у ясного сокола!
А корильные, наоборот, их ругали: Невестино пиво – как поливо,
Женихово – как помои!
Игровые песни, очевидно магические по своему содержанию, в обрядно-драматургическом плане изобразили трудовой опыт крестьянства. Основная примета игровых песен – обязательная соотнесённось их текстов с игровыми, условными действиями исполнителей. Песни не могли существовать вне игры. Без показа того, как лен сеют, пропалывают, убирают, колотят и т.д., песня мёртвая. В других песнях действия, необходимые для понимания текста, описываются.
– Мы пива н а п ь ё м с я, Все вместе п о в с т а н е м,
Все вместе с о и д ё м с я, Все вместе п о д е р ё м с я,
Все вместе п о с я д е м, Все вместе п о м и р и м с я!
Записавший эту песню собиратель А.В. Соколов отмечал: «Всё сказанное исполняется на деле и при последнем стихе мужчины целуются с женщинами».
Лирические песни, отражая мир человеческих обрядовых переживаний, рассказали о социально-бытовой жизни народа.
Анализ целенаправленности песенных жанров обрядовой поэзии показал также, что функция жанра является основополагающей для создания поэтического мира песни, её композиции и выбора художественных средств. Поэтическое содержание песенных жанров обрядовой поэзии, в зависимости от их функций, строго своеобразно.
Конкретный анализ жанров обрядового песенного фольклора показал, например, что для лирических песен характерна символика; в корильных же песнях, как, впрочем, и в заклинательных, она отсутствует. Отсутствие символики в системе художественных средств заклинательных песен является их жанровой приметой.
Свадебные песни, в чём можно было убедиться, не являются жанром свадебной поэзии. Именно в свадебных песнях наиболее полно представлены все жанры обрядовых песен.
Состав хороводных песен также неоднороден. Поэтому говорить о них как о едином жанре неправомерно. В хороводных песнях и величали, и корили, в них исполнялись игровые и лирические песни.
Как известно, большую роль в обрядах играли дети. Взрослые относились очень серьёзно к совершению обрядов детьми. И это было характерно не только для старой России. В некоторых местностях до сих пор сохранились обряды коледования, встречи весны и т.д., но всё это превратилось в чисто детскую игру, забаву. Вот как, например, «заклинают» современные дети дождь:
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Будут – булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!
Конечно же, влияние детской аудитории не могло не сказаться на календарных песнях, бытовавших и раньше. В них проступают черты сказок, детских песенок и т.д. Так, например, звучит песенка-заклинание солнца:
-Солнушко-вёдрушко!
Выгляни в окошко:
Посыплю горошку!
Или такая песенка:
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
В последние годы исследователи всё чаще и чаще обращаются к поэтическому анализу обрядовой поэзии. Это особенно важно в связи с всевозрастающим интересом учёных к проблемам классификации фольклора.
Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.
Познавательное значение фольклора (в данном случае народных песен), проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и даёт обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны.
Познавательное значение народных песен увеличивается еще и тем, что в них не только представлены, но и объяснены картины жизни, события истории и образы героев. Так, например, исторические песни объясняют, почему русский народ выдержал двухсотлетнее татарское иго и вышел победителем в борьбе, разъясняют смысл деятельности исторических лиц.
идейно-воспитательное значение русских народных песен состоит в том, что лучшие из них вдохновлены высокими прогрессивными идеями, любовью к родине, стремлением к миру. Они поэтизируют русскую природу и реки могучие (Волгу – матушку, широкий Днепр, тихий Дон), и степи раздольные, и поля широкие и этим воспитывают любовь к ним.
Народное творчество выражает жизненные стремления и социальные взгляды народа, а нередко и революционные настроения. Оно сыграло важную роль в борьбе народа за национальное и социальное освобождение, за его общественно-политическое и культурное развитие.
Эстетическое значение народных песен состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается и в их построении, и в создании образов, и в языке. В песнях выражаются художественные вкусы народа, их форма веками отшлифована творчеством прекрасных мастеров. Народные песни развивают чувство прекрасного, чувство формы, ритма и языка. В силу этого они имеют большое значение для развития всех видов профессионального искусства: литературы, музыки, театра.
Напрасно думать, что народная песня была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Даже беглое знакомство с перечнем русских народных песен не может не поражать многообразием народной песенной традиционной культуры, уходящей в глубь веков. А ведь это лишь небольшая часть из того, что в ней имеется и бережно сохраняется народом. Фондодержатели редких народных записей – консерватории, институты культуры, фольклорные лаборатории – располагают несметными записями. Но всё это остаётся пока что достоянием узкого круга людей, в основном тех, кто профессионально занимается фольклором. Однако приобрести пластинки и кассетные диски даже для них представляют необычайную сложность, ибо выходят такие записи тиражами более чем мизерными.
Но времена меняются, интерес к своей глубинной культуре у нашего народа возрастает. Он может расти гораздо быстрее, если создать условия, позволяющие широким народным массам, и в особенности молодёжи, чаще соприкасаться с духовными богатствами, накопленными предшествующими поколениями. Сделать же это можно только коллективными усилиями нашего общества.
Какою песня быть должна?
Об этом спорят очень много,
Но настоящая, она
Сама найдёт к сердцам дорогу!
И никому не заглушить
Её последним криком моды...
Коль песня - часть твоей души,
Она пройдёт с тобой сквозь годы!
(Ю.Погорельский)
Приложение №2
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание