Куплетная форма. Период
Попробуем уяснить этот принцип на каком-либо простом образце, например, на песне «Во поле береза стояла». В каждом ее куплете мы часто слышим четыре отдельных фразы:
1-я. Во поле береза стояла,
2-я. Во поле кудрявая стояла,
3-я. Люли, люли, стояла,
4-я. Люли, люли, стояла.
Вторая фраза отделяется от первой – она является ее повторением, хотя и не вполне точным. Третья отделяется от второй, хотя совсем не повторяет ее. Значит, в музыке одну часть от другой отделяет не только повторение, но и несходство, если оно ясно слышится.
Значит, мелодия, как и мысль, выраженная словами, состоит из отдельных, более или менее законченных фраз. В ней есть свои «знаки препинания».
В разделении мелодии на фразы большую роль играет и ладовое строение мелодии, и ее ритм. Звуки, завершающие фразу, часто устойчивее и дольше других. Все это помогает нам воспринимать мелодию не как бесконечно льющийся, неоформленный поток звуков, а как ясно и логично построенную музыкальную мысль.
Исполнение различных слов на одну повторяющуюся мелодию это признак так называемой куплетной формы. Самой простой и самой распространенной формой в вокальной музыке (музыке для голоса и хора). Куплетная форма характерна для многих народных песен, массовых песен, романсов.
Есть куплетные песни, в которых куплет представляет собой широко развернутую, законченную мысль. Принцип чередования уже знакомого с новым применяется там, в более сложной форме.
Для примера разберем песню Соловьева Седого «Подмосковные вечера». Сравним две начальные фразы этой песни: первая звучит уравновешенно, устойчиво – это начало развития для последующего движения мелодии. Вторая фраза начинает первую, но она распевается шире, захватывает более высокие звуки. Если мы попробуем остановиться на этой фразе, которая завершает первую часть куплета, то ясно почувствуем, что она не является законченной музыкальной мыслью, наш слух невольно будет ждать продолжения.
Последующая, третья фраза, еще дальше уходит от устойчивости, завершенности. Немаловажное значение имеет здесь то, что она внутри подразделяется на две короткие фразы:
Если б знали вы,
Как мне дороги...
Подобного деления не было ни в первой, ни во второй фразе куплета. Мелодия непрерывно развивается, становится все более активной. И только четвертая фраза «подводит итог» и плавным, спокойным движением возвращается к исходному звуку.
Ни первая, ни вторая части куплета по отдельности не дают впечатления законченности, которая возникает лишь при их объединении. Музыкальная мысль, имеющая подобное внутреннее расчленение, называется периодом, а части периода – предложениями. В данном случае, в песне «Подмосковные вечера» период состоит из двух предложений, причем второе – исполняется дважды, как бы утверждая мысль, создавая еще большую завершенность.
Повторение второй части куплета часто встречается в народной массовой песне. Так же часто встречается в песнях припев, исполняющийся одними и теми же словами. Он как бы досказывает куплет, утверждает его мысль.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание