logo
Зубарева Л

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

А.П. Бородин был удивительно разносторонней личностью, был наделен многими талантами. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик – ученый и педагог, как активный общественный деятель. Он успешно выступал в качестве дирижера и музыкального критика.

Родился Бородин 11 ноября 1833 года в Петербурге. Обнаружив разносторонние способности, Александр получил прекрасное домашнее образование, в частности – много занимался музыкой. В детстве он сочинил польку для фортепиано, концерт для флейты и трио для двух скрипок и виолончели.

В детские годы у Бородина появилась страсть к химии, он с увлечением занимался опытами. Постепенно эта страсть взяла верх над другими склонностями, в 1850 году Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию в Петербурге.

В годы учения в академии Бородин не прекращал композиторской работы, интересовался русским народным творчеством.

В 1859 году молодой доктор химических наук уезжает в научную командировку в Германию, где знакомится со своей будущей женой, талантливой пианисткой из Москвы Екатериной Сергеевной Протопоповой.

В 1862 году Бородин возвращается в Россию и вскоре в доме знаменитого врача С.П. Боткина знакомится с Балакиревым. Александр Порфирьевич становится членом «Могучей кучки».

В 1867 году композитор заканчивает Первую симфонию ми-бемоль мажор, которую сочинял пять лет.

В 70-х годах Бородин продолжил свои оригинальные химические исследования. Много сил отнимало у него преподавание в Медико-химической академии. Бородин, как общественный деятель, явился одним из организаторов и педагогов первого в России высшего учебного заведения для женщин – женских врачебных курсов.

Разнообразные занятия почти не оставляли Бородиу времени для сочинения музыки, и он мог работать над своими музыкальными произведениями лишь урывками.

И все же в конце 70-х – начале 80-х годов Бородин создает свой первый и второй квартеты, симфоническую картину «В средней Азии», несколько романсов, отдельные новые сцены оперы.

В 1877 году, будучи за границей, Бородин навестил Ф. Листа и услышал от него восторженные отзывы о своих произведениях.

15 февраля 1887 года Бородин умирает. Сразу же после его смерти Римский-Корсаков и Глазунов на основе материалов умершего композитора делают полную партитуру оперы «Князь Игорь».

Опера «Князь Игорь». Бородина очень интересовало прошлое России. Ему хотелось написать оперу о мудрости, героизме русского народа. Для сюжета он выбрал «Слово о полку Игореве». Оперу решил посвятить М.И. Глинке, в ней он продолжил и развил принципы эпической драматургии, идущие от своего великого предшественника.

Основной конфликт в опере возникает между русским народом и чужеземными захватчиками. Духовному величию и стойкости защитников русской земли противостоит жестокость и вероломство врагов.

Вместе с тем Бородин не упростил, но принизил образы половцев, он показал их смелыми, сильными. В ряде хоров и половецких плясках композитор раскрыл замечательное богатство музыкального фольклора народов Востока.

Как и у Глинки, оперу обрамляют монументальные народно-хоровые сцены – пролог и финал. На протяжении всего действия народ вдохновляет героев.

Каждое из основных действующих лиц охарактеризовано несколькими самостоятельными эпизодами – ариями, ариозо, песнями.

С тщательностью ученого Бородин изучал «Слово о полку Игореве», старинные летописи, исторические исследования, рукописи. Вместе со Стасовым, который написал сценарий оперы, он отбирал самые крупные и значительные эпизоды.

Опера начинается грандиозной хоровой сценой. На площади Путивля собралась дружина. Она уходит в поход против половцев. Торжественно звучит хор, прославляющий родную страну. Неожиданно начинается затмение солнца.

С помощью красочных музыкальных средств оркестр рисует картину затмения и вызванный ей ужас людей.

Слышится ропот: «Ох, не к добру это затменье, князь». Но Игорь обращается к ратникам:

Идем за правое мы дело,

За честь, за родину, за Русь,

Судьбы своей никто не избежит.

Чего ж бояться нам?

Войска отправляются в поход. Но княжескую дружину постигла неудача. Она разбита, а сам князь взят в плен. Его ария «О дайте, дайте мне свободу» характеризует главного героя как мужественного воина, любящего супруга.

Ария написана в трехчастной форме. В первом разделе Игорь вспоминает о битве, он рвется на свободу, чтобы дальше бороться с врагами:

О дайте, дайте мне свободу,

Я свой позор сумею искупить,

Спасу я честь свою и славу,

Я Русь от недруга спасу...

С нежностью Игорь вспоминает Ярославну. Звучит теплая, певучая мелодия:

Ты одна, голубка – лада,

Ты одна винить не станешь,

Сердцем чутким все поймешь ты,

Все ты мне простишь!

Половецкий хан Кончак уважает храбрость Игоря, он окружает его заботой, роскошью. Даже обещает свободу:

Дай только слово мне,

Что на меня меча ты не поднимешь...

Но Игорь с негодованием отвечает:

Лишь только дай ты мне свободу,

Полки я снова соберу

И на тебя ударю вновь!

Князь бежит из плена. У него только один путь – разбив неприятеля, вернуться домой:

С честью пасть иль врагов победить

И с честью вернуться.

Оставшийся в Путивле временнным правителем, Владимир Галицкий ведет разгульный образ жизни. Его не заботит судьба родины. Ария Галицкого звучит развязно, разухабисто:

Только б мне дождаться чести

На Путивле князем сести,

Пожил бы я всласть,

Ведь на то и власть!

Но князь Галицкий не только пьяница и наглец. Он еще и трус.

Ярославна предстает перед слушателями женственной, но в то же время бесстрашной, сильной женщиной. Мелодия плача Ярославны передает горе, отчаяние. Это подчеркивается нисходящими мелодиями:

Я кукушкой перелетной

Полечу к реке Дунаю,

Окуну в реку Каялу

Мой рукав бобровый.

Создавая образ хана Кончака, Бородин проявил удивительную чуткость. Он не принизил достоинства половцев, показал их удаль, своеобразную красоту обычаев.

В честь Игоря в стане половцев устроено великолепное празднество. Горят ночные костры. В их свете появляются невольницы ханского гарема. Их хор и пляска «Улетай на крыльях ветра» написаны в стиле восточных лирических напевов:

Улетай на крыльях ветра

Ты в край родной,

Родная песня наша.

Потом начинается стремительная пляска молодых воинов. Композитор называл ее лезгинкой. На смену им выбегают мальчики – юные наездники. Праздник заканчивается общей пляской, увлекательной, кружащейся, как вихрь.

Кончак ошибся: князь Игорь не поддался обольщениям, не испугался угроз. Настанет день, и снова войско во главе с неустрашимым князем отправится воевать с кочевниками, разоряющими Русь набегами.