Введение
В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. В этой связи велика роль музыкального искусства (музыкальной деятельности).
Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. А для того чтобы понять, почему музыка (музыкальное искусство) оказывает такое воздействие на людей, на развитие общества в целом, нужно знать научную теорию искусства и понимать роль искусства в жизни общества. Место музыкального искусства среди других эстетических ценностей определяется и тем, что оно отражает как существующее, так и давно исчезнувшие явления и объекты природы и общества, сохраняет их образы для новых поколений.
Музыка (музыкальное искусство) вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение «мыслящего глаза и уха» – видеть и слышать, становится важным средством культурного отдыха, развлечения. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка может успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать отрицательные стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.
Интерес к музыке (музыкальному искусству) является важным показателем духовной культуры человека. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений. В.А. Сухомлинский, называя музыку могучим средством эстетического воспитания, говорил:
«Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания».
Музыкальная жизнь наших дней очень многообразна! В ней широко представлены все виды, жанры, направления музыки.
Многие века музыка была составной частью театрального действия, ритуального обряда, пышного празднества. В зеркале музыкальной культуры отражается все многообразие окружающего мира в движении, в динамике развития.
Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием существующей реальности.
В процессе всестороннего развития личности музыкальной культуре принадлежит ответственейшая роль, ибо хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремленный творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого.
Задачи, стоящие перед учителем начальных классов и учителем музыки особенно – введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству, воспитание чувств, требует от него серьезных знаний о предмете. Именно этим обусловлено содержание курса по изучению методики музыкального воспитания.
Учебное пособие «История развития музыки» представляет собой теоретический материал по истории русской и зарубежной музыкальной культуры, состоящий из таких разделов, как «Роль искусства в развитии личности», «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр», «Музыкальные жанры», «Музыкальная форма», «Музыкальное искусство древности», «Музыкальная культура русского народа с древних времен до наших дней» и другие.
Пособие познакомит с жизнью и музыкальными произведениями отдельных русских, зарубежных композиторов, таких как Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Глинка, Мусоргский, Шостакович, Прокофьев, Чайковский и др., с развитием русской музыкальной культуры, фольклором.
Основной задачей данного пособия является знакомство будущих учителей с историей музыкальной культуры, ее ролью в жизни человека.
Пособие может быть использовано как на аудиторных занятиях, так и в домашней работе студентов.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание