logo
Зубарева Л

Введение

В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. В этой связи велика роль музыкального искусства (музыкальной деятельности).

Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. А для того чтобы понять, почему музыка (музыкальное искусство) оказывает такое воздействие на людей, на развитие общества в целом, нужно знать научную теорию искусства и понимать роль искусства в жизни общества. Место музыкального искусства среди других эстетических ценностей определяется и тем, что оно отражает как существующее, так и давно исчезнувшие явления и объекты природы и общества, сохраняет их образы для новых поколений.

Музыка (музыкальное искусство) вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение «мыслящего глаза и уха» – видеть и слышать, становится важным средством культурного отдыха, развлечения. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка может успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать отрицательные стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

Интерес к музыке (музыкальному искусству) является важным показателем духовной культуры человека. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений. В.А. Сухомлинский, называя музыку могучим средством эстетического воспитания, говорил:

«Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания».

Музыкальная жизнь наших дней очень многообразна! В ней широко представлены все виды, жанры, направления музыки.

Многие века музыка была составной частью театрального действия, ритуального обряда, пышного празднества. В зеркале музыкальной культуры отражается все многообразие окружающего мира в движении, в динамике развития.

Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием существующей реальности.

В процессе всестороннего развития личности музыкальной культуре принадлежит ответственейшая роль, ибо хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремленный творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого.

Задачи, стоящие перед учителем начальных классов и учителем музыки особенно – введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству, воспитание чувств, требует от него серьезных знаний о предмете. Именно этим обусловлено содержание курса по изучению методики музыкального воспитания.

Учебное пособие «История развития музыки» представляет собой теоретический материал по истории русской и зарубежной музыкальной культуры, состоящий из таких разделов, как «Роль искусства в развитии личности», «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр», «Музыкальные жанры», «Музыкальная форма», «Музыкальное искусство древности», «Музыкальная культура русского народа с древних времен до наших дней» и другие.

Пособие познакомит с жизнью и музыкальными произведениями отдельных русских, зарубежных композиторов, таких как Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Глинка, Мусоргский, Шостакович, Прокофьев, Чайковский и др., с развитием русской музыкальной культуры, фольклором.

Основной задачей данного пособия является знакомство будущих учителей с историей музыкальной культуры, ее ролью в жизни человека.

Пособие может быть использовано как на аудиторных занятиях, так и в домашней работе студентов.