logo
Зубарева Л

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)

Музыка Шостаковича – сильнейшее художественное воплощение нашего времени. Это искусство, проникнутое любовью к человеку, верой в его благородство, волю и разум. Это искусство, обличающее все враждебное человеку, фашизм и другие формы тирании и подавления человеческого достоинства.

Академик Б.В. Астафьев так охарактеризовал музыку Шостаковича: «Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит... как правдивое сказание о волнениях современного человечества, – именно не отдельной личности и неотдельных людей, а человечества».

Огромное богатство традиций по-своему преломлено в самобытном творчестве композиторов: Баха, Бетховена, Малера (Густав Малер жил в 1860-1911 годах, выдающийся австрийский композитор, автор 10 симфоний, вокального цикла «Песни странствующего подмастерья» и других произведений.), русские композиторы XIX и XX веков, в том числе Мусоргского, Чайковского и Прокофьева. О композиторах прошлого Шостакович хорошо сказал в одной статье: «...искусство классиков было всегда ищущим, беспокойным. Они всегда поднимали целину, шли наперекор рутине и мещанству, смело, ставя в искусстве животрепещущие, наболевшие проблемы своего времени, смело, создавая для него новые средства художественного выражения».

Эти слова можно полностью отнести и к творчеству самого Шостаковича.

Автор симфоний и ораториальных сочинений, опер, концертов, квартетов, вокальных циклов, Шостакович пишет также музыку к театральным спектаклям и кинофильмам. Он создает произведения, требующие глубокого вслушивания, долгого «вчитывания» (как сложный роман или тончайшая психологическая новелла). И у него же есть сочинения, которые быстро стали популярными, например, знаменитая «Песня о встречном» – светлая утренняя мелодия, доносящая до нас романтику 30-х годов, или же «Ленинградская симфония», посвященная мужеству советского народа в годы второй мировой войны.

Во всех жанрах творчество великого советского композитора – это музыка наших дней, которая расскажет о них будущим поколениям.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в Петербурге 25 сентября 1906 года. Отец его был инженером-химиком, мать – пианисткой. Мать Дмитрия Дмитриевича была превосходным педагогом фортепианной игры для начинающих. Под ее руководством будущий композитор и его две сестры начали учиться музыке. Детство Шостаковича совпало с крупнейшими историческими событиями века – первой империалистической войной и Октябрьской революцией.

К 9 –11 годам относятся его первые композиторские опыты.

Так, еще в детских наивных пьесах обнаружилось стремление передать в музыке впечатление и переживания, связанные с самыми важными явлениями современной жизни.

Некоторое время он учится в одной из частных музыкальных школ. А в 1919 году, в возрасте 13 лет, поступает в Петроградскую консерваторию по двум специальностям: фортепиано и композиция.

Серьезно заняться композицией Шостаковичу посоветовал Александр Константинович Глазунов. В тринадцатилетнем мальчике Глазунов сумел угадать «одну из лучших надежд нашего искусства».

В консерваторском композиторском кружке Шостакович восхищает товарищей своими произведениями, особенно ярко театральными «Фантастическими танцами» для фортепиано. «Фантастические танцы» вошли в репертуар пианистов и сохраняются в нем до сих пор.

В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по фортепиано, в 1925 году – по композиции.

Количество сочинений, написанных им вовремя учебы в консерватории велико. Здесь и романсы, и фортепианные пьесы, и симфонические партитуры. Из них наиболее крупная – первая симфония – дипломная работа Шостаковича.

Как известно, симфония – самый сложный жанр – инструментальной музыки. Редко встречается, чтобы композитор в возрасте 18-19 лет создал значительное произведение такого рода.

В Германии симфония прозвучала под управлением Бруно Вальтера и Отто Клемперера, в США под управлением Стоковского и Тосканини.

Интересно, что восприятие симфонии менялось с годами. В начале отмечали больше всего яркую театральность, весеннее юношеское настроение, озорство. Позже обратили внимание на заключенные в музыке ритмы траурного шествия, трагические образы. Так постепенно раскрылось перед слушателями и критиками многогранное содержание сочинения юного автора. И хотя в нем чувствуются влияния различных композиторов (Скрябина, Стравинского, Прокофьева), они преломлены по-своему; музыка первой симфонии уже самобытна.

Несмотря на успех симфонии, перед молодым музыкантом после окончания консерватории встала проблема: кем быть – пианистом или композитором.

Он не сразу разрешил ее. Сначала стремился совмещать и то и другое. Во второй половине 20-х годов часто выступал как пианист, давал сольные концерты (в программе – Бах, Лист, Шопен); играл концерты Шопена, первый концерт Чайковского, первый концерт Прокофьева. Его игра отличалась поэтичностью и глубиной. В 1927 году Шостакович принял участие в Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве, и был отмечен почетным дипломом. И все же вскоре он отказался от деятельности концертирующего виртуоза. Это мешало композиции.

Вторая половина 20-х – начало 30-х годов были для Шостаковича годами напряженного творчества, поисков своих тем, своего стиля.

Трудно было разобраться в противоречивых тенденциях переломной эпохи. Однако Шостаковичу чужда ограниченность – он жадно интересуется всеми сторонами музыкального быта, всеми жанрами. Одно за другим появляются разнообразные сочинения молодого композитора. Тут и опера, и балеты, и симфонии, и фортепианные пьесы, музыка для театра и кино, песни. Самые разные музыкальные впечатления переплавлены в них: от массовой музыки маршей и песен, от бытовых танцев и песенок до современных инструментальных и вокальных произведений с характерной для них усложненностью музыкального языка. Шостакович испытывает влияние музыки Прокофьева, а также других современных композиторов русских и зарубежных (Стравинского, Хиндемита, Берга, Кшеника), которая широко звучит в те годы.

Произведения самого Шостаковича еще неровны, порой несовершенны. Он экспериментирует, ищет новые интонации, ритмы, охваченный жадным стремлением воплотить современность в музыке.

В те годы, когда были написаны «Первомайская» симфония и «Песня о встречном», появились опера «Нос» (на сюжет сатирической повести Гоголя о майоре Ковалеве, потерявшем свой нос), карикатурные портреты хулигана, прогульщика, бюрократа, вредителя в балете «Болт» (поставлен в 1931 году), музыка к некоторым фильмам, в которой пародировалась пошлость мещанских вкусов (за хлесткость, способность к карикатуре Шостаковича называли «музыкальным фельетонистом»).

Во всех этих очень разных и по сюжетам, и по художественной ценности произведениях есть нечто общее – осмеяние пороков, доставшихся в наследство от прошлого.

Шостакович и Маяковский встретились в 1929 году в связи с постановкой комедии «Клоп» в театре выдающегося советского режиссера В.Э. Мейерхольда (в этом театре молодой Шостакович руководил одно время музыкальной частью).

Маяковский одобрил музыку Шостаковича к «Клопу», однако на этом сотрудничество их окончилось. Но если сравнить творчество автора «Клопа» и поэмы «Хорошо» и многие зрелые произведения Шостаковича, появившиеся позднее, можно установить черты духовной близости между ними. Ненависть к пошлости, грубости, мещанству, утверждение чистоты и красоты человека, – одушевленного большими идеалами, – и то и другое пронизывает искусство двух великих советских художников.

На Шостаковича оказало влияние и соприкосновение с новаторским театром Мейерхольда.

В 1930-1932 годах Шостакович создает оперу «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименной повести Н. Лескова. Во второй редакции опера называется по имени главного действующего лица «Катерина Измайлова». «Катерина Измайлова» идет во многих театрах нашей страны и за рубежом.

В те же годы Шостакович написал и несколько инструментальных сочинений, в том числе 24 прелюдии для фортепиано.

Талант Шостаковича оттачивался и совершенствовался. В середине 30-х годов драматические идеи, волновавшие композитора, нашли свое выражение в трех выдающихся симфониях: четвертой, пятой и шестой.

В 1939 году – композитору всего 33 года. К этому времени он уже профессор Ленинградской консерватории. У него учатся Свиридов, Левитан, а позже, в Москве, куда Шостакович переезжает в 1943 году – Караев, Галынин. Создается «школа Шостаковича» – композитора, оказывающего огромное влияние на своих современников.

Седьмая симфония. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война – «историческая схватка... между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой», как писал Шостакович в статье газеты «Правда», где он рассказывал о своей симфонии.

Это великое произведение о героизме и нравственной силе советского народа, борющегося с фашизмом, создано в июле-декабре 1941 года. Три первые части симфонии сочинены в осажденном Ленинграде буквально под грохот разрывающихся бомб. Финал закончен в Куйбышеве.

Сочинение музыки, подобной седьмой и восьмой симфониям, требует напряжения всех душевных сил и смелости. Это настоящий подвиг.

Человек, так близко принимающий все, что происходит в мире, не может быть «кабинетным музыкантом». В послевоенные годы особенно много времени у Шостаковича отнимает общественная деятельность. Он работает в Совете композиторов.

Известность композитора растет из года в год.

Для Шостаковича, как для Мусоргского, музыка – средство для беседы с людьми о самом важном.

За четверть века, прошедшие после войны, композитор создал множество сочинений в самых разнообразных жанрах, вплоть до оперетты.

Такое разнообразие, даже контрастность сочинений, чрезвычайно характерно для Шостаковича. Удивительной особенностью его творчества является то, что оно «сплавлено» из многих «пород». Шостакович умеет говорить сложно и глубоко, как философ и поэт, и просто, и открыто, как оратор, обращающийся к массам. Один и тот же композитор пишет сложную десятую симфонию (1954), в которой размышляет о судьбах народов в послевоенном мире, и простую, быстро запоминающуюся «Песню мира» (музыка к кинофильму «Встреча на Эльбе», стихи Е. Долматовского).

Творчество Шостаковича – это огромное богатство, которое открыто всем, кто хочет прикоснуться к подлинному искусству наших дней. В одном из своих выступлений Дмитрий Дмитриевич напомнил слова Николая Островского о том, что жизнь дается человеку один раз и надо прожить ее достойно. К этому и призывает нас его музыка, проникнутая страстным гуманизмом.

Приложение № 1