logo
Зубарева Л

Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)

Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в городе Тобольске, где его – отец занимал пост губернатора. В семье Алябьевых любили музыку. Постоянным развлечением здесь были домашние концерты, в которых принимал участие крепостной оркестр и в качестве солистов выступали местные музыканты-любители.

Алябьев – одна из крупнейших фигур в истории русской музыки первой половины XIX века. Среди старших современников Глинки он выделялся редкой, разносторонней одаренностью, яркой индивидуальностью стиля и глубиной творческих стремлений. Работая самых разнообразных жанрах, Алябьев сделал ценный вклад в русскую инструментальную музыку, значительно обогатил и развил традиции русского романса. Вокальное творчество Алябьева существенно изменило весь облик ранней романсовой лирики и внесло в нее новые черты. В своих романсах он подошел к решению тех значительных философских и социальных задач, которых не касался никто из его предшественников. Психологическая глубина и содержательность вокальных произведений Алябьева сближают его с классиками русского романса – Глинкой и Даргомыжским, а в некоторых произведениях зрелого периода он смело опережает свою эпоху и прокладывает путь к реалистическому искусству 60-х годов.

В сфере романса особенно ярко проявились новаторские тенденции творчества Алябьева, его чуткость к передовым явлениям русской культуры. Композитор не только обогатил новыми выразительными приемами традиционные жанры лирического романса и «русской песни», он значительно раздвинул рамки русской вокальной лирики, смело, внедряя в нее новые жанры и новые темы, вкладывая в нее лучшие думы, мечты и стремления своих современников.

Особое значение в русской вокальной музыке приобрела знаменитая песня Алябьева «Соловей» на текст А.А. Дельвига (сочинена ок.1825 года, издана в 1827-м).

Большое внимание Алябьев уделял хоровым жанрам. В сборниках «Застольные русские песни» (1839) и «собрание разных русских песен» (1834-1850) он объединил свои хоровые произведения на слова русских поэтов, в которых частично использовал материал собственных романсов.

Новаторство Алябьева проявилось и в области жанрово-характе-ристического романса. Ценным вкладом в русскую вокальную музыку были кавказские песни Алябьева, впервые изданные в сборнике «Кавказский певец».

Вкладывая в романс новое содержание, Алябьев в то же время обогащает вокальную музыку и новыми средствами музыкальной выразительности. С чутким вниманием относится он к интонационной стороне вокальной мелодии. Мелодия в его романсах, обычно сдержанная и неширокая по диапазону, таит в себе черты тонкой декламационной выразительности («Вечерний звон», «Нищая», «Деревенский сторож»).

Большое разнообразие Алябьев вносит в трактовку формы романса. Он умеет подчинить общую структуру романса развитию поэтического сюжета и применяет, в зависимости от текста, разнообразные типы композиции. Здесь и простая куплетная песня с рефреном («Соловей»), романсы куплетной формы с более сложным двухчастным строением каждой строфы («Нищая»), и трехчастные репризные формы, иногда усложненные вариационным развитием («Как за речкой слободушка стоит»), и в свободные формы сквозного развития, особенно типичные для романсов балладного характера или драматических монологов («Что затуманилась, зоренька ясная», «Пробуждение», «Деревенский сторож»).

Обогащению вокальной лирики Алябьева немало способствовало его инструментальное мастерство. Партия фортепиано нередко становится у него носителем главного поэтического образа. В романсах «Зимняя дорога», «Два ворона», вступление фортепиано несколькими скупыми штрихами передает образный строй пушкинских стихов. В этой тенденции внутреннего обогащения формы, фактуры и музыкального языка романса проявились новаторские черты стиля Алябьева, сближающие его с русскими классиками.

Творчество Алябьева развертывалось в сложный период формирования русской музыкальной классики. Начав свою деятельность в период 1810-х годов, он закончил ее в эпоху Глинки и Даргомыжского. Но даже в эту блестящую пору его искусство не утратило ценности. Вдумчивый, тонкий музыкант, Алябьев неустанно обогащал свое мастерство, приближаясь к новым, классическим завоеваниям русской художественной культуры. Отталкиваясь от привычных традиций бытового музицирования. Он постепенно овладевал такими сложными формами, как струнный квартет, фортепианный камерный ансамбль или симфоническая увертюра. В области вокальной камерной музыки он проявил себя подлинным новатором. Создатель глубоких и содержательных лирико-психологических романсов нового типа, он сумел найти в этом жанре свой путь, свое направление, существенно отличающее его не только от композиторов «салонного» романса, но и от таких талантливых мастеров, какими были его ближайшие современники – А.Л. Гурилев и А.Е. Варламов.