logo
Зубарева Л

Александр Львович Гурилев (1770-1844)

Народно бытовая линия русского романса, ярко представленная в творчестве Варламова, нашла свое самобытное продолжение в вокальной лирике его близкого современника – Александра Львовича Гурилева.

Сопоставление этих двух имен в музыковедческой литературе давно уже стало традицией. При этом индивидуальность каждого из них выступает со всей очевидностью. Более динамичный, эмоционально насыщенный стиль музыки Варламова как бы оттеняется утонченной камерностью, интимностью, «домашностью» лирики Гурилева.

Нелегкой, судя по немногим сохранившимся данным, оказалась личная судьба композитора – выходца из среды крепостной интеллигенции. Он родился 4 сентября 1803 года в Москве, в семье крепостного музыканта, известного в свое время композитора Льва Степановича Гурилева. В начале 30-х годов имя Гурилева становится популярным в широких кругах любителей музыки, его романсы прочно входят в быт наряду с народными песнями, исполняются в цыганских хорах.

Среди двух жанров составляющих творческое наследие Гурилева, романсов и фортепианных пьес, первое место, бесспорно, принадлежит вокальной лирике. Скромный современник Глинки и Даргомыжского, он все же сумел даже в эту пору расцвета классического романса занять в истории русской камерной музыки свое особенное, достойное место.

В течение двух десятилетий активной творческой жизни Гурилевым было создано большое количество песен, романсов и обработок подлинных народных напевов.

Песни Гурилева обладают ярко выраженной эмоциональной направленностью. Присущее его духовному складу элегическое, созерцательное начало в них доминирует, подчиняя себе поэтику этого жанра. Темы воспоминаний, сожалений о невозвратимой утрате, о загубленной молодости, о невозможности счастья – их общая сфера, независимо от конкретного обращения к авторскому или народному тексту, к тому или иному поэту.

Особую группу в наследии Гурилева составляют романсы лирико-драматического плана. Именно в них формируется тот новый жанр романса-монолога, с которым вошел в историю русской музыки Даргомыжский.

Новое глубокое содержание сумел вложить Гурилев в свои романсы на слова М.Ю. Лермонтова. Его можно считать одним из первых интерпретаторов элегической лирики великого поэта.

В фортепианном творчестве Гурилева господствуют в основном два жанра: танцевальная миниатюра и вариационный цикл. В области танцевальной миниатюры он чаще всего разрабатывает типичные жанры русской бытовой музыки – польку, мазурку, вальс.

* * *

Величие Глинки не уничтожило достижений его современников (Варламова и Гурилева). В своем творчестве, более камерном, интимном и, разумеется, неизмеримо более скромном по своим масштабам, Варламов и Гурилев сумели в простой и доступной форме выразить то новое, что несла с собой передовая национальная культура второй четверти XIX века, и в первую очередь внимание к внутреннему миру простого человека, чуткость к социально-психологической атмосфере времени.

Путь, пройденный русской музыкой в течение длительного исторического периода – от древних времен до середины XIX века – это закономерный процесс формирования, развития и неуклонного роста богатейшей музыкальной культуры великого народа, вплоть до ее блестящего расцвета как музыкальной культуры мирового значения.

Рост этот свершался в обстановке острых социальных противоречий, вопреки многовековому и жестокому политическому и духовному угнетению народа. Он не прекращался даже в условиях тяжелой, героической борьбы народа за национальную независимость Родины и ее культурно-историческое наследие в периоды вражеских нашествий, для отражения которых потребовалось величайшее напряжение всех народных сил.

Песенное творчество народа – плод его музыкальной деятельности, создаваемый на протяжении многих веков, богатейшее древнерусское певческое искусство, лучшие творения русских мастеров более нового времени, конца XVII и XVIII века, начала XIX столетия составили ту прочную основу, ту плодородную художественную почву, на которой возросли и расцвели великие, мировые творческие открытия и достижения представителей русской классической музыки как дореволюционной эпохи.