logo
Зубарева Л

Откуда берет начало фортепиано

Клавикорд – «клавишеструнник» – ведет свое начало с XI века. Это первый после органа инструмент с клавиатурой. Его устройство было очень простым. К каждой клавише на противоположном для музыканта конце крепился вертикально стоящий латунный стержень – тангент. Верхний конец тангента был чуть расплющен. Когда музыкант нажимал клавишу, тангент поднимался, ударял струну снизу и оставался прижатым к ней все время, пока клавиша была нажата. Стоило музыканту отнять палец, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение.

Все струны клавикорда сначала были совершенно одинаковыми и настраивались одинаково. Мастера, которые строили эти инструменты, использовали одну струну для двух-трех клавиш. Тангенты этих клавиш ударяли струну в разных местах, и звуки получались разными. На первых клавикордах устанавливались латунные струны, позже появились стальные.

Внешне инструмент представлял собой сначала невысокий ящик, который музыкант ставил себе на колени. Потом клавикорд стали устанавливать на столе или на специальной подставке. Еще позже инструмент обрел ножки.

От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался своим звучанием. При исполнении на нем после нажатия клавиши можно было еще немного качать ее, отчего звук вибрировал.

Из-за слишком тихого звучания клавикорд не выдержал конкуренции с клавесином, хотя довольно долго существовал вместе с ним.

Клавесин появляется примерно в XV веке. Вместо латунных тангентов у него на задних концах клавиш устанавливают вертикальные деревянные брусочки с перышками вверху. Перышки заставляли звучать струну уже не ударом, а щипком. Инструмент стал обладателем более громкого голоса, изменился характер звучания. Каждая клавиша имела отдельную струну. Струна после щипка звучала целиком, а не делилась, как в клавикорде. Несмотря на все новшества, основной недостаток клавесина одинаковая сила звучания, которая не зависела от интенсивности удара по клавише. Этим были скованы не только музыканты, но и композиторы, которые в нотах не могли указывать нюансы «пиано», «пианиссимо» или «форте», «фортиссимо».

Появилась необходимость в клавише струнном инструменте, который звучал бы гибко, от «форте» до «пиано». Изобретателем считают Бартоломео Кристофори, который работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ждет сюрприз – изобретенное Кристофори фортепиано. Но инструмент гостям не понравился, показался в звучании слишком грубым по сравнению с клавикордом и клавесином.

О фортепиано забыли на несколько десятилетий, по прошествии которых в Германии музыкальный мастер Готфрид Зибельман наладил производство усовершенствованного им инструмента. Но здесь его приняли не сразу: почти сто лет фортепиано не могло конкурировать ни с клавикордом, ни с клавесином.

Принципиальная новизна фортепиано заключалась в том, что по струне ударял молоточек, связанный с клавишей. Между клавишей и молоточком были еще детали – посредники. Поэтому после нажатия на клавишу молоточек ударял о струну и отскакивал сам. Сила удара зависела от того, насколько мягко или энергично нажималась клавиша. Остальные части инструмента были на первых порах заимствованы у клавесина, а затем на протяжении многих десятилетий усовершенствовались.

Сейчас трудно представить мировую музыкальную культуру без произведений по фортепиано.