Откуда берет начало фортепиано
Клавикорд – «клавишеструнник» – ведет свое начало с XI века. Это первый после органа инструмент с клавиатурой. Его устройство было очень простым. К каждой клавише на противоположном для музыканта конце крепился вертикально стоящий латунный стержень – тангент. Верхний конец тангента был чуть расплющен. Когда музыкант нажимал клавишу, тангент поднимался, ударял струну снизу и оставался прижатым к ней все время, пока клавиша была нажата. Стоило музыканту отнять палец, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение.
Все струны клавикорда сначала были совершенно одинаковыми и настраивались одинаково. Мастера, которые строили эти инструменты, использовали одну струну для двух-трех клавиш. Тангенты этих клавиш ударяли струну в разных местах, и звуки получались разными. На первых клавикордах устанавливались латунные струны, позже появились стальные.
Внешне инструмент представлял собой сначала невысокий ящик, который музыкант ставил себе на колени. Потом клавикорд стали устанавливать на столе или на специальной подставке. Еще позже инструмент обрел ножки.
От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался своим звучанием. При исполнении на нем после нажатия клавиши можно было еще немного качать ее, отчего звук вибрировал.
Из-за слишком тихого звучания клавикорд не выдержал конкуренции с клавесином, хотя довольно долго существовал вместе с ним.
Клавесин появляется примерно в XV веке. Вместо латунных тангентов у него на задних концах клавиш устанавливают вертикальные деревянные брусочки с перышками вверху. Перышки заставляли звучать струну уже не ударом, а щипком. Инструмент стал обладателем более громкого голоса, изменился характер звучания. Каждая клавиша имела отдельную струну. Струна после щипка звучала целиком, а не делилась, как в клавикорде. Несмотря на все новшества, основной недостаток клавесина одинаковая сила звучания, которая не зависела от интенсивности удара по клавише. Этим были скованы не только музыканты, но и композиторы, которые в нотах не могли указывать нюансы «пиано», «пианиссимо» или «форте», «фортиссимо».
Появилась необходимость в клавише струнном инструменте, который звучал бы гибко, от «форте» до «пиано». Изобретателем считают Бартоломео Кристофори, который работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ждет сюрприз – изобретенное Кристофори фортепиано. Но инструмент гостям не понравился, показался в звучании слишком грубым по сравнению с клавикордом и клавесином.
О фортепиано забыли на несколько десятилетий, по прошествии которых в Германии музыкальный мастер Готфрид Зибельман наладил производство усовершенствованного им инструмента. Но здесь его приняли не сразу: почти сто лет фортепиано не могло конкурировать ни с клавикордом, ни с клавесином.
Принципиальная новизна фортепиано заключалась в том, что по струне ударял молоточек, связанный с клавишей. Между клавишей и молоточком были еще детали – посредники. Поэтому после нажатия на клавишу молоточек ударял о струну и отскакивал сам. Сила удара зависела от того, насколько мягко или энергично нажималась клавиша. Остальные части инструмента были на первых порах заимствованы у клавесина, а затем на протяжении многих десятилетий усовершенствовались.
Сейчас трудно представить мировую музыкальную культуру без произведений по фортепиано.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание