logo
Зубарева Л

Масленица

Масленица – один из самых языческих праздников в русском фольклоре, не приурочен к конкретному числу, празднуется по лунному календарю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи, и длится неделю. Название идёт от того, что в это время принято есть много масленой пищи. Скорее всего, во времена язычества праздник был связан с каким-то божеством и назывался иначе, но старое название полностью утеряно. Масленица, не смыкается ни с каким христианским праздником, и церковью признаётся только его последний день – Прощеное воскресенье, как отвечающее её религиозным принципам.

В народном сознании масленичные дни были настолько важны, что у каждого из них есть своё название:

Понедельник – Встреча

Вторник – Заигрыш

Среда – Лакомка

Четверг – Широкий разгульный четверток, или Разгулье

Пятница – Тёщины блины

Суббота – Золовкины посиделки

Воскресенье – Прощёное.

Готовились к Масленице заранее – копили деньги, продукты, мастерили санки. Все дни праздника пекли блины, оладьи, варили пиво, ходили в гости.

Как у бедных, так и у богатых было принято, как можно богаче отмечать Масленицу. Люди верили, что чем лучше отметить этот праздник, тем веселее и сытнее будет весь год. Поэтому, на Масленичной неделе нужно было побольше наедаться, заговляться перед семинедельным постом.

Обязательным угощением на Масленицу являлись блины. В них исследователи видят знак оживающего солнца и культа предков. Сами блины, как блюдо, считаются поминальной едой. Частично это представление дожило и до наших дней, т.к. в сёлах их до сих пор готовят на поминки.

Кулачные бои, как неотъемлемый атрибут масленичных развлечений, встречаются у русских крестьян повсеместно. Проводились они на какой-нибудь ровной площадке, чаще на реке, на льду, в окружении нарядно одетых девок и баб. Мужчины становились друг против друга (стенка на стенку), первыми выходили самые задиристые, например мальчики. Начиналось действо с шуточных словесных перепалок, которые позже переходили непосредственно в бой. Бились до первой крови. Всё это действо сопровождалось весёлым женским пением, частушками и игрой на гармошке.

Главной целью участников было не нанести удар, а «спихнуть» противоположную «стенку» за первоначальную границу. Стенка, оттеснившая противоположную – выигрывает. Таким образом, бой выглядел не как драка, а как спортивное соревнование.

В традиции русских крестьян было обязательно появление в Масленицу молодого мужа с молодой женой в красивом наряде, которых обязательно должны были валять в снегу. «Повалят, и насуют снега куда попало, и обижаться было нельзя ». Холостое же, бессемейное существование в сознании крестьян воспринималось как не правильное, противоестественное, поэтому, в свою очередь, парней, не женившихся до Масленицы корили специальными песнями, где высмеивали их образ жизни. В качестве наказания им вешали колодки (например, привязывали к ноге полено, мешающее передвигаться), которые они не имели право снимать самостоятельно. Единственным выходом для них было – откупиться угощением.

Главным моментом празднества являлись катания на лошадях. Лошадей и сани украшали яркими лоскутками ткани, на дуги привязывали множество колокольчиков и бубенцов, в поездку одевали самое нарядное.

Особенно весело праздновали последние три дня. Все катались с гор, кричали «Прощай, широкая Масленица».

Проводы Масленицы, как и её встреча, иллюстрировались специальными песнями, призванными в одном случае (при встрече – в начале масленичной недели) похвалить, повеличать, задобрить Масленицу,

Масленая, любая моя,

Кабы тебе семь недель,

А Посту одна.

Масленая, я к тебе иду,

Кувшин масла несу

И блюдо творогу,

(с. Лаптевка, Ракитянский р-н, Белгородская область)

а во втором случае, во время проводов – поругать, прогнать:

Масленая, кривошейка,

Кривошейка, кривошейка,

Кривошейка.

Масленая, полизуха.

Полизала сыр и масло

Понапрасну.

(с. Лаптевка, Ракитянский р-н, Белгородская область)

В масленичной обрядности зажигание ритуального огня занимало кульминационное место во всём празднестве, но вопреки распространённому представлению для этого не обязательно требовалось сожжение чучела. Эту же функцию могло выполнять и зажжение ритуальных костров.

В костёр бросали всё старое, ненужное, остатки скоромной пищи. К чучелу привязывали старые тряпочки, или ленточки и при этом загадывали желание. После сгорания это желание должно было сбыться.

Завершался масленичный цикл Прощёным воскресеньем, когда все друг у друга просили прощения за вольно и не вольно причинённые обиды, очищаясь, освобождаясь от тяжкого груза грехов перед Великим семинедельным постом.