logo
Зубарева Л

Музыкальное искусство как отражение жизни

Почему же музыка обладает возможностями сильного воздействия на духовный мир человека? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в природе этого искусства.

Музыка, как и любое другое искусство, отражает жизнь в художественных образах. Но каждое искусство отражает жизнь по-своему. Живопись, скульптура, т.е. искусства изобразительные, передают лучше всего предметный мир в конкретных зримых образах. Литература рассказывает о человеке и мире в конкретных понятиях, обращаясь, прежде всего к человеческому разуму. Музыка, как искусство звуковое, обращенное к нашему слуху, не может дать нам такое конкретное зрительное представление о внешнем мире, как живопись, либо описать его в точных логических понятиях, как литература. Но музыка, как никакое другое искусство, может наиболее прямо и непосредственно, наиболее полно и глубоко передать внутренний мир человека тончайшие движения его души, сложнейшую гамму чувств, настроений, переживаний.

Мир музыки, это не сказочный, а существующий на самом деле мир. Удивительный, увлекательный, он вокруг нас, однако свои сокровища он раскрывает далеко не сразу и не каждому.

Издавна думали люди об удивительной силе музыки, и много замечательных легенд сложили они об этом прекрасном искусстве, о его магическом воздействии на человека. Одна из легенд возникла в Древней Греции, за несколько тысячелетий до нашей эры...

На священной горе Геликон у темно-синего источника, окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы – дочери бога громовержца Зевса и богини памяти Мнемозины. Когда наступает ночь, поднимаются они, окутанные густым туманом, к вершине горы и водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу. Легко кружатся музы, их красота необыкновенна. Но особенно славятся они пением. Пение это доставляет наслаждение, облегчает печаль; оно заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы и славят богов. Нередко впереди муз выступает Аполлон. Он сопровождает их пение игрой на золотой кифаре. Вся природа, как зачарованная, внимала тогда чудесному хору.

Большое место занимала в их жизни музыка. Древние греки верили, что человек, которого с детства обучали понимать и любить музыку, не запятнает себя никаким неблагородным поступком, он будет полезен себе и родине, не допуская никакого нарушения гармонии.

Музыка, так же как литература и живопись, расширяет наше знакомство с окружающим миром, помогает лучше понять историю, проникнуться духом той или иной эпохи.

Прежде чем говорить о музыке серьезной и легкой, хотелось бы вспомнить строки из сонета Шекспира:

Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном,

Грабителем; души его движенья

Темны, как ночь, и, как Эреб*, черна

Его приязнь. Такому человеку

Не доверяй.

Вкусы любительской музыки очень различны. Одни предпочитают «легкую музыку», знают наизусть все модные эстрадные песенки, коллекционируют записи джазовой музыки. Другие посещают серьезные симфонические концерты, а третьи являются поклонниками оперного певца, скрипача или пианиста.

Термин «легкая музыка» часто применяется к самым разным явлениям и приобретает различный смысл. Многие считают, что слово «легкая» примерно то же, что и слово «пошлая». Действительно среди произведений легкой музыки есть немало пошлых, рассчитанных на самый нетребовательный вкус. Их распространение приносит большой вред. Такие произведения вообще не принадлежат к области искусства, это лишь низкопробный суррогат музыки.

Легкая музыка в настоящем значении – это музыка для развлечения, отдыха, которая звучит в быту.

Совсем не чуждались «легкой» музыки и многие композиторы-классики. Бетховен, автор монументальных симфоний, писал для фортепиано простенькие «немецкие танцы», которые часто звучали на вечеринках, где веселилась молодежь. Классики не отделяли преградой свои «серьезные» сочинения от «легкой музыки». В XIX веке вальс был модным бальным танцем, но это не помешало Глинке и Шопену создавать вальсы для концертного исполнения, а Чайковскому использовать ритм этого танца в некоторых эпизодах своих симфоний.

Обращаясь к жанрам бытовой музыки, великие композиторы оставались требовательными к себе художниками и никогда не изменяли хорошему вкусу и воспитывали его в своих слушателях. Вот почему произведения классиков не теряют своей свежести и привлекательности.

Среди «легкой» музыки, написанной композиторами советского периода есть произведения, которые живут долгие годы, например произведения И. Дунаевского.

Подлинный любитель музыки – это человек, который видит в ней не только средство развлечения и приятного отдыха, но великое и прекрасное искусство, обладающее могучей силой воздействия и стремится глубже проникнуть в это искусство, понять его богатый и выразительный язык.

Сила воздействия музыкального искусства огромна. История знает немало примеров того, как музыка объединяла людей, сплачивала их, воодушевляла на подвиги. Об этом свидетельствуют слова Маяковского –

И песня,

и стих –

Это бомба и знамя –

Можно смело отнести ко многим революционным песням. Таким как знаменитая «Марсельеза», сложенная музыкантом-любителем Руже де Лилем. Или песня «Гимн демократической молодежи мира», написанная советским композитором А. Новиковым и поэтом Л. Ошаниным. Она впервые прозвучала на международном фестивале в Праге и завоевала всемирную популярность.

Но не только песня – самый доступный вид музыкального искусства – способна так объединять и воодушевлять людей. Лучшие симфонические произведения, которые многие считают трудными и малодоступными обладают огромной, захватывающей выразительностью, передавая радости и горести человека, его раздумья и стремления. Например, шестая симфония П. Чайковского, исполнявшаяся в осажденном Ленинграде под артиллерийским обстрелом. Или седьмая «Ленинградская» симфония Д. Шестоковича, которая явилась одним из ярких обличительных, антифашистских произведений. Музыка симфонии звучала, тогда как голос всего нашего народа, призывающий к борьбе за справедливость.

Музыкальное произведение не всегда может найти прямой путь к сознанию и сердцу слушателей. Язык музыки не всем одинаково понятен.

Человек с развитым слухом и музыкальным вкусом слышит в музыке больше и получает большее художественное наслаждение, чем человек никогда не интересовавшийся музыкой.

Для восприятия музыки важна не только музыкальная подготовленность слушателя, но и его общая культура.

Вспомним поэтические строки из «Маскарада» М. Лермонтова:

Как новый вальс хорош!

В каком-то упоенье

Кружилась я быстрей, –

И чудное стремленье

Меня и мысль мою

Невольно мчало вдаль, …

Эти строки как будто бы прямо передают впечатление от музыки «Вальса-фантазии» М. Глинки и мы переносимся в эпоху ее создания.

Как все искусства, музыка отражает явления живой действительности, передает чувства, рожденные этой действительностью в душе человека. Например, шелест леса, шум ручья, моря, пение птиц, интонации человеческой речи. Существует целый ряд музыкальных произведений, основанных на слуховых впечатлениях. Например: «Шелест леса» Вагнера, «Море» Дебюсси и др.

Замечательным образцом «музыкальной живописи» является «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского. Есть в этом произведении подражание «голосам утра»: пению петухов, звону колоколов – и это придает большую реальность музыкальной картине. Так музыка сближается с живописью, хотя эти два искусства далеки друг от друга.

С искусством слова – поэзией, литературой – у музыки много общего. Им свойственно передавать жизнь в движении и развитии. Общим является то, что эти искусства человек воспринимает при посредстве слуха. Это более всего относится к стихам. Стихотворная речь особенно близка музыке.

Можно привести много примеров музыкального звучания стихов А. Пушкина, М. Лермонтова.

Музыкальность нередко присуща и прозе, например, у Гоголя.

Но, конечно, в музыке звуковые образы имеют неизмеримо большее значение, чем в литературе.

Многие русские поэты, писатели, живописцы, обращаясь к теме дороги, воссоздавали образ русской тройки. Дорога, тройка, колокольчики воспеты в песнях ямщиков и в стихах Пушкина и Некрасова и других поэтов. П. Чайковский не раз обращался к этой теме. Среди его фортепианных пьес «Времена года» – поэтических картинок русской природы мы находим пьесу «На тройке» с эпиграфом из Некрасова:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?..

Насыщенным драматизмом, передающим средствами музыки картины великих исторических битв, решающих судьбы целых народов. Превосходным примером являются оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Война и мир» Прокофьева. Или «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, где композитор применил ряд изобразительных приемов: мы слышим топот конницы, звон и лязг мечей, кованых доспехов. В основу характеристики русского войска композитор положил две татарские мелодии, а тему русской народной песни «Про татарский полон». Здесь татарское нашествие передано как бы через восприятие русского народа.

Приведенные примеры свидетельствуют о широте выразительных возможностей музыки и о разнообразии форм и жанров.

Известно, что внутренние психологические стороны жизни человека отражаются через выражение. Так, музыка прекрасно выражает чувства, эмоции, настроения, состояние, характер, волевое действие, безволие, кипучую энергию, бессилие и т.д.

Чтобы понимать музыку, прежде всего, нужно слушать ее. И слушать ее как можно больше. Слушать ее везде, где можно: у себя дома, пользуясь радио, магнитофоном, посещая концерты, театры, кино.

Но слушать музыку и слышать ее далеко не одно и то же. Слушать это значит относиться к музыке внимательно, осознанно. Часто, работая, делая уроки, читая или просто убирая в комнате, мы слушаем музыку по радио, включаем магнитофон, телевизор. Мы слышим музыку, но разве слушаем?

Иногда мы слушаем музыку внимательно, не отвлекаясь, но музыка не доходит, кажется непонятной, а потому скучной. Чаще это бывает, когда человек, мало подготовленный, слушает очень серьезное, сложное произведение.

Чем больше мы знаем о том или ином произведении, тем легче нам его слушать. Чем ближе мы знакомимся с жизнью и творчеством композитора, тем понятнее нам его музыка.

Знание литературы, живописи, истории тоже помогает нам понимать музыку. Предположим, вы любите живопись. Тогда будут близки, созвучны левитановским пейзажам произведения П.И. Чайковского «Осенняя песня», «Ноктюрн»...

То же можно сказать и о поэзии. Стихи Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, настраивая на лирический лад, делают нас восприимчивыми к романсу и песне, ко всякой музыке вообще – от этюда до симфонии.

Литература раскрывает человеческие характеры, учит постигать все разнообразие переживаний человека, тем самым, помогая восприятию музыки. Например, познакомившись с Шекспиром, мы глубже начнем понимать сочинения Бетховена. После прочтения «Станционного смотрителя» Пушкина, «Шинели» Гоголя или других произведений русских писателей, рассказывающих о положении «маленького», обездоленного человека царской России в ином облике перед нами предстанут некоторые из романсов Даргомыжского и Мусоргского.

Все это говорит о том, что, чем больше мы читаем, тем легче постичь нам богатейшее разнообразие музыкальных образов. Чем шире кругозор человека, чем большим запасом жизненных впечатлений он обладает, чем богаче его внутренний мир, тем глубже постигает он язык звуков.

Однако, помимо широты общего кругозора, помимо знаний из области истории музыкального искусства, умения внимательно сосредоточенно слушать, необходимо разбираться и в важнейших элементах музыкальной речи.

Чем дальше мы проникаем в мир музыки, тем яснее мы видим и понимаем, как богат и прекрасен этот мир. «Понимание» музыки и есть глубокое и полное восприятие ее красоты. Чтобы научиться активно, слушать музыку и следить за развитием музыкальных образов нужно иметь представление об особенностях музыкальной речи, о музыкальных формах и жанрах, о том, как развивалось музыкальное творчество.