logo
Зубарева Л

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» (Даргомыжский А.С. Избранные письма. Вып.1. – М., 1952. – С.53). Унаследовав от Глинки горячую любовь к Пушкину А.С., Даргомыжский продолжил его дело.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в Тульской губернии, в имении родителей. В четыре года мальчика отвозят в Петербург.

Отец Даргомыжского служил чиновником. Мать была поэтессой. Обучаться игре на фортепиано Даргомыжский начал с 6 лет, в 9 лет – на скрипке. Сочинять начал тоже с детских лет. В ранней юности композитор написал большое количество произведений. Но серьезно над этим он в те годы не задумывался.

В 1834 году Даргомыжский знакомится с Глинкой. На глазах у молодого композитора рождалась опера «Иван Сусанин». Вместе с Глинкой Даргомыжский участвовал в устройстве многочисленных благотворительных концертов: разучивал партии с певцами, делал оркестровые переложения, дирижировал оркестром.

В эти же годы композитор увлекается творчеством Пушкина, сыгравшим огромную роль в его художественном формировании. На стихи поэта Даргомыжский создает ряд вокальных произведений: «Я вас любил», «Юноша и дева», «Слеза», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья». На стихи Пушкина композитор пишет кантату «Торжество Вакха» для солистов, хора и оркестра.

Первой оперой была «Эсмеральда» – на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Но поставить ее в это время было очень сложно из-за пренебрежительного отношения к отечественным сочинениям. Восемь лет композитор добивался постановки оперы. В 1847 году благодаря помощи Верстовского она была исполнена в Москве.

Во второй половине 40-х годов Даргомыжский работает над оперой «Русалка». Во время работы над оперой композитор пишет большое количество романсов. Наряду с пушкинской поэзией Даргомыжского привлекает к себе и лирика Лермонтов. Появляются романсы «И скучно, и грустно», «Мне скучно». В начале 50-х годов композитор обращается к творчеству Кольцова. Рисуя картины народной жизни, простых людей, Даргомыжский использует в романсах интонации и формы бытовой песни.

В 1855 году заканчивается работа над «Русалкой». В мае 1856 года в Петербурге состоялась премьера.

Отношение публики к опере было двойственным. Аристократия выразила свое презрительное отношение к ней. Разделялись и мнения критиков. Реакционно-настроенные из них обвиняли композитора в чрезмерном увлечении народными элементами.

С большой статьей о «Русалке» в защиту Даргомыжского выступил Серов.

Но холодное отношение большинства публики, неудачи, удары, постоянно наносимые официальными руководителями театров, резко изменили характер и привычки композитора. Он перестает посещать светское общество, замыкается в узком кругу друзей-единомышленников.

Перемены общественно-политической жизни России, отмена крепостного права отразились на жизни Даргомыжского. Его приглашают ля участия в работе над сатирическим журналом «Искра». Общение с основателями журнала переводчиком Василием Курочкиным и карикатуистом Николаем Степановым, активная работа в отделе журнала, освященном вопросам искусства и музыки вызвали подъем творческих сил. Он пишет драматическую песню «Старый капрал» на стихи Беранже, музыкальные сатиры «Червяк» и «Титулярный советник».

60-е годы ознаменовались высоким расцветом передовой русской культуры. В Петербурге появилось содружество молодых композиторов «Могучая кучка». Демократическая публика содействовала распространению произведений отечественных композиторов. В 1865 году возобновляется постановка «Русалки». На этот раз ее приняли восторженно. Вслед за оперой возобновилось исполнение «Торжества вакха» и «Эсмеральды».

С 1861 по 1867 гг. Даргомыжский пишет три симфонические увертюры-фантазии: «Баба-яга», «Украинский казачок», «Фантазия на финские темы».

Последние годы жизни композитор работает над оперой «Каменный гость». Не сочиняя либретто, Даргомыжский целиком переложил на музыку произведение Пушкина. Работая над оперой уже тяжело больным, композитор спешил, стараясь закончить ее. Но, несмотря на то, опера осталась незавершенной.

Даргомыжский скончался 5 января 1869 года. Согласно желанию покойного, «Каменный гость» был закончен Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым.

«Русалка». В основу оперы легла неоконченная драма Пушкина. Она была опубликована уже после смерти поэта. О пушкинской «Русалке» Белинский писал: «Великий талант только в эпоху полного своего развития может в фантастической сказке высказать столько общечеловеческого, действительного, реального, что, читая ее, думаешь читать совсем не сказку, а высокую трагедию.

Оперу открывает ария мельника. То, что Мельник – человек из народа, Даргомыжский подчеркивает народным складом музыки. Характеризуя его как человека практичного, обладающего трезвым, расчетливым умом, но грубоватого, композитор добавляет комедийный элемент.

Ария немного похожа на веселые водевильные куплеты.

Приезжает князь. Но цель его визита не женитьба на Наташе, дочери Мельника, а наоборот, прощание с ней. Он женится на другой.

Появляется толпа крестьян и отвлекает героев от предстоящего объяснения. Начинается большая народно-хоровая сцена, состоящая из трех песен. Первая песня – лирическая протяжная «Ах ты, сердце» начинается печальной мелодией солирующего гобоя, которую подхватывает запевала. Затем мелодия переходит к хору.

Вторая песня – хороводная «Заплетися плетень». Здесь композитор использует подлинный народный текст. Первыми вступают женские голоса. Мелодия движется параллельными терциями и секстами. Мужские голоса подпевают им небольшими подголосками. Постепенно звучание нарастает, и тема звучит у всего хора и оркестра.

Третья песня – плясовая «Как на горе мы пиво варили». В основе ее тоже лежит подлинный народный напев. Это веселая, зажигательная хоровая скороговорка.

И вот наступает время для объяснения Князя и Наташи. Звучит их дуэт. С самого начала видна противоположность двух характеров. Пассивный, холодный Князь – и страстная, горячая Наташа. Страх князя, нерешительность передается музыкой: гармония неустойчива, интонации заискивающие. На признание Наташи: «Я скоро матерью должна назваться» – он поспешно утешает ее и уходит, оставив мешочек с деньгами для Мельника.

Появляется Мельник. Но его интересуют только подарки, он не замечает состояния дочери.

Наташа в ярости. Она упрекает отца и убегает на берег реки. Здесь в отчаянии она обращается к царице Днепра. Композитор использует тему народной песни «Ох-ти, горе великое». Она звучит все более драматично, показывая состояние Наташи.

Второе действие – свадьба Князя. Большое место в этом действии занимают хоровые сцены. Композитор широко использует народные тексты и напевы. Всеобщее веселье еще больше подчеркивает трагедию Наташи. Неожиданно в светлую музыку свадебного гуляния, вклинивается печальная песня Наташи. Ее грустная и плавная мелодия проникновенна и трогательна. Она сеет смятение и тревогу в празднование.

Проходит 12 лет. В княжеском тереме сидит Княгиня. Она страдает. Ее ария строится на печальных интонациях. Муж часто уходит из дому, оставляя ее одну. Княгиню постигает судьба Наташи, тоже покинутой Князем.

Тем временем Князь приходит на берег Днепра, где у разрушенной мельницы русалки водят хороводы. Музыка каватины звучит нежно и выразительно. Князь показан чувствительным мечтателем, терзаемым бесплодным раскаянием. Слышится шорох, изображаемый скрипками. Это приближается одичавший Мельник. После самоубийства Наташи он сходит с ума, бродит по лесу, вообразив себя вороном. В оркестре звучит плясовая мелодия с резкими скачками, синкопами. Речь прерывается безумным хохотом. Бурное веселье перерастает в лирическую мелодию. Наступает просветление в памяти. Мельник вспоминает о своем горе. Он узнает Князя и набрасывается на него, пытаясь задушить. Новый приступ безумия охватывает отчаявшегося отца. В оркестре – бурное патетическое развитие.

К концу оперы меняется образ Наташи. Став владычицей подводного царства, она из нежной, любящей превратилась в гордую и мстительную. Мелодия арии Русалки лишена задушевности, она построена на острых, колючих хроматизмах.

Опера заканчивается смертью Князя. Его сталкивает с обрыва безумный Мельник.

Романсы. Даргомыжский обращался к жанру романса на протяжении всей жизни. В ранний период своего творчества композитор писал в стиле бытового романса, где использовал интонации славянской песенной и танцевальной музыки. К таким романсам относится фантазия Свадьба» на слова А.В. Тимофеева.

Большое место в творчестве композитора занимают романсы на стихи А.С. Пушкина.

«Ночной зефир». В этом романсе ощутимо влияние Глинки. Романс строится на сопоставлении музыкальных эпизодов. В аккомпанементе изображается ночной пейзаж и шумящая река.

«Я вас любил». В этом романсе композитор тонко передает поэтический смысл – это чувство большой дружбы и уважения к когда-то любимой женщине. Мелодия льется на фоне арпеджированного сопровождения. Ее гибкое, пластичное развитие постепенно охватывает все больший диапазон.

В зрелый творческий период интерес композитора к Пушкину не ослабевает. На слова Пушкина он пишет комедийно-бытовую сценку «Мельник». В ней рассказывается о столкновении мельника с женой.

Наряду с Пушкиным любимым поэтом Даргомыжского можно назвать Лермонтова. Никому из музыкантов, обратившихся к поэзии Лермонтова, не удалось с такой силой и проникновенностью выразить содержащиеся во многих стихах поэта глубокие раздумья о смысле жизни, о судьбе человека.

Лучшие произведения Даргомыжского на слова Лермонтова – это два монолога: «И скучно, и грустно» и «Мне грустно».

Романс «Старый капрал» на слова Курочкина по Беранже. Старый солдат обращается к ведущим его на расстрел товарищам. Его трагическая судьба, участника наполеоновских походов, ставшего впоследствии жертвой социального неравенства, была типична для многих русских людей, современников Даргомыжского.

На протяжении всей песни сохраняется ритм шага – шествия. Мелодия полностью раскрывает все душевные качества и переживания старого солдата.

Фортепианное сопровождение отличается простотой, но вместе с тем выразительно передает происходящее.

Модест Петрович Мусоргский (1839 - 1881)

Среди композиторов «Могучей кучки» Мусоргский был наиболее ярким выразителем в музыке революционно-демократичес-ких идей 60-х годов 19 века. Именно Мусоргский в музыке своей сумел раскрыть суровую правду о жизни русского народа. Чтобы ни писал композитор: оперы, песни, хоры – всюду он выступает гневным и страстным обличителем социальной несправедливости. Всю жизнь он искал новые пути в искусстве.

Родился Модест Петрович Мусоргский в 1839 году в селе Карево Псковской губернии в семье помещика. Мать, музыкальная и одаренная пианистка, была первой учительницей своего сына. Музыкой Мусоргский начал заниматься с пяти лет.

Стать музыкантом для дворянина считалось недостойным. По желанию родных Модест должен быть офицером.

В 1849 году его с братом отдали учиться в Петропавловскую школу (Петербург). Одновременно занимался музыкой у известного педагога А. Герке.

После окончания школы гвардейских подпрапорщиков был зачислен в Преображенский полк.

В 1857 году он знакомится с Даргомыжским, а затем с Балакиревым. Эти события послужили поворотом в жизни Мусоргского. Через год он выходит в отставку и всецело посвящает себя музыке.

Много радости он находит в творческом общении с композиторами «Могучей кучки».

В начале 60-х годов Мусоргский пишет свою первую оперу «Саламбо» по роману Флобера (опера осталась неоконченной).

В 1867 году он пишет симфоническую картину «Иванова ночь на Лысой горе». Тогда же появляются замечательные песни на слова Некрасова – «Калистрат», «Колыбельная Еремушке», а в 1868 году начинает писать оперу «Женитьба» на текст комедии Гоголя.

Подобно Даргомыжскому, он ищет новые средства музыкальной выразительности, пытаясь сблизить музыкальную речь с живыми интонациями человеческого голоса.

Но вся сила таланта композитора раскрылась в опере «Борис Годунов» (1869).

Театральный комитет был возмущен смелым замыслом Мусоргского. Отказ произвел тяжелое впечатление на композитора. Второй вариант оперы был закончен в 1872 г., и лишь в 1874 г. состоялась премьера. Успех был огромным.

Волнения и переживания сказались на здоровье Мусоргского. Силы он черпал в поддержке друзей. Огромную роль в жизни композитора сыграло общение с критиком Стасовым.

В этот период появились вокальный цикл «Детская», в котором он с большой чуткостью отразил своеобразный мир детской души.

В 70-е годы Мусоргский вновь обращается к русской истории. Это время острой борьбы старой боярской Руси против вступившего на престол молодого Петра I.

В 1872 году принялся за работу над оперой «Хованщина», которая продолжалась десять лет. Стасов много помогал композитору в работе над оперой и советами, и участием, и разыскиванием нужных исторических документов.

Одновременно (1874) Мусоргский принялся за сочинение оперы по повести Гоголя «Сорочинская ярмарка». Ее жизнерадостная музыка полна юмора, светской лирики. В ней широко использованы украинские народные песни.

В этом же году Мусоргский написал еще одно неповторимо своеобразное произведение – цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» – под впечатлением выставки рисунков талантливого художника и архитектора В. Гартмана.

Середина и конец 70-х годов были тяжелым периодом в жизни композитора. Всем существом чуткий и впечатлительный Мусоргский ощущал тяжесть реакционного гнета.

Тяжелые переживания нашли отражение в мрачном цикле романсов «Без солнца», в трагических «Песнях и плясках смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова, а также в гениальном произведении песне-пляске «Трепак».

В последние годы жизни Мусоргский чувствует себя особенно одиноким. С потерей службы пришла нужда. Здоровье расшаталось. Светлым лучом была поездка на юг (1879). Поездка в качестве аккомпаниатора с известной русской певицей Д. Леоновой принесла много свежих впечатлений.

Однако в 1881 году здоровье резко ухудшилось, и в марте месяце он умер в военном госпитале.

Оперу «Хованщина» завершил Римский-Корсаков. Поставленная в Москве опера имела огромный успех благодаря гениальному исполнению молодым русским певцом Ф. Шаляпиным.

Позднее (1917) Кюи закончил и отредактировал по-своему оперу «Сорочинская ярмарка».

Опера «Борис Годунов». Мусоргский был выдающимся музыкальным драматургом. В своих операх он стремится воскресить дух эпохи, конца XIX века воссоздает живые человеческие характеры, передает думы и переживания своих героев.

В основе оперы «Борис Годунов» лежит одноимённая трагедия Пушкина.

Опера начинается заунывной мелодией народной песни. По приказу бояр народ сгоняют к стенам Новодевичьего монастыря. Там затворился боярин Годунов, отказавшийся от сана государя.

Народу безразлично, кто сядет на престол. Грубые оклики пристава заставляют толпу опуститься на колени.

Надсадно и безразлично вопят бабы, им равнодушно вторят мужики.

Так избирают Бориса на царство.

Во второй картине оперы проявляется основное противоречие между нищим народом и боярами.

Начинается картина торжественным перезвоном колоколов. Это в Успенском соборе венчается на царство Борис. Но это не радует его. Борис причастен к убийству маленького царевича Димитрия, душу обуревают сомнения и тревога.

Сцена заканчивается торжественным прославлением нового царя.

...Через пять лет после венчания на царствоположение Бориса положение его остается неустойчивым. Повсюду растет недовольство народа, но это еще не мятеж.

Тихая келья Чудова монастыря. Старый монах Пимен пишет летопись, в последней главе которой рассказывает о преступлении Бориса. Молодой инок Григорий Отрепьев просит Пимена рассказать об этом подробнее. У него созревает план: перебраться через литовскую границу и объявить себя наследником русского престола царевичем Димитрием.

По дорогам мятежной, неспокойной Руси бродят нищие странники и монахи. Они разносят крамольные слухи. Среди них буян и пьяница Варлаам.

Неспокойно и в царском дворце, погрязшем в интригах. Но самая большая мука – угрызения совести. В арии Бориса «Достиг я высшей власти» неоднократно звучит тема терзаний Бориса. Князь Шуйский еще больше растравляет тревогу и боль в душе Годунова.

Надеясь удержать власть, Борис приказывает предать имя Самозванца анафеме. При выходе из храма к нему со всех сторон бросается народ и уже не молит, а требует:

«Хлеба, хлеба дай голодным!»

Царю становится жутко. Он обращается к пробравшемуся к нему сквозь толпу Юродивому:

«Молись за меня, блаженный».

«Нет, Борис, нельзя молиться за царя Ирода.

Богородица не велит...»

Предпоследняя картина оперы – в Грановитой палате. Здесь совещаются бояре Государственной думы. С обезумевшим от страха лицом в палату вбегает царь. Он повсюду видит убитого царевича. В страшных душевных муках Борис умирает.

Последняя картина. Взбунтовавшийся народ идет встречать царевича. На поляне под деревней Кромы звучат, словно разбушевавшаяся стихия, их песни:

«Ой, ты, силушка, силушка,

Дай ты нам понатешиться».

В окружении польской знати появляется новый царь. Народ в недоумении следует за иноземцами, напраляющимися в Москву. Сцена пустеет. В тишине раздается тоскливая песня-плач Юродивого. Она звучит как предсказание новых бед, ожидающих народ.

«Борис Годунов» – опера нового типа. В основе музыкальной драматургии лежит острый конфликт народа и царя.

Мусоргский широко использует народные сцены. Он показывает народ как активную действующую силу истории. Кульминационными моментами в этих сценах являются песенные хоры.

Используя разнообразные средства музыки – речитативы, песенные мелодии, оркестровые попевки, композитор умело создает правдивые человеческие характеры.

Картинки с выставки. Этот цикл пьес можно назвать сюитой – десять самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин. Все они связаны с темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, ведя от одной картинки к другой. Мелодия «Прогулки» звучит то непринужденно, задорно, то задумчиво и грустно, то даже таинственно.

Вторая картинка – «Гном». Музыка передает облик сказочного и причудливого существа. Здесь слышатся и глубокое страдание, и отчаяние угрюмого гнома.

Третья картинка – «Старый замок» – ночной пейзаж и спокойное зачарованное настроение. Звучит простая, печальная мелодия средневекового трубадура.

Четвертая картинка – «Тильерийский сад» – резко контрастирует предыдущим пьесам. Она изображает играющих детей в одном из парков Парижа. Все радостно и солнечно в этой музыке.

Пятая картинка – «Быдло» (по польски «Скот»). Это крестьянская повозка, запряженная двумя унылыми волам. В музыке слышится скрип повозки и тяжелая поступь волов.

Шестая картинка – «Балет невылупившихся птенцов». Это танец юных учеников балетной школы, в костюмах птенчиков, еще не совсем освободившихся от скорлупы. Музыка звучит задорно и бестолково в высоком регистре, чередуясь с аккордами. И все в стремительном темпе.

Седьмая картинка – «Два еврея». Пьеса изображает разговор богача с бедняком, в ней можно безошибочно услышать грубый надменный тон богача и робкий, приниженный, просящий голос бедняка. Музыка богача звучит в низком регистре. Ей контрастна речь бедняка – тихая, трепетная, порывистая, в высоком регистре.

Восьмая картинка – «Лиможский рынок». Звучат аккорды то тихие и отдаленные, будто затерявшиеся в глубине лабиринта, передающие холодный сумрак подземелья, то резкие и ясные, как внезапный звон упавшей капли, зловещий крик совы...

Девятая картинка – «Избушка на курьих ножках», Это сказочный образ Бабы Яги. Вот она свистнула и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. Здесь веет былинным размахом, русской удалью.

Десятая картинка – «Богатырские ворота». Здесь еще больше ощущается родство с русской народной музыкой, с образами былин. Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Характер пьесы величаво-спо-койный и торжественный.

Это одно из популярнейших произведений Мусоргского.

Творчество Мусоргского было настолько самобытным и новаторским, что до сих пор оказывает сильное воздействие на композиторов разных стран.

Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893)

Среди композиторов-классиков выделяется имя Чайковского. В музыке Чайковского – вся жизнь человека, с ее радостью и скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. Чайковский всегда правдив и искренен.

Композитор писал почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Но самым любимым его жанром была опера. Здесь он явился подлинным реформатором, отдавая предпочтение сюжету из русской жизни.

Вместе с тем важное место в его творчестве занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний, а также множество фортепианных пьес и романсов, разнообразных ансамблей.

Родился Чайковский в 1840 году на Урале, в городе Воткинске. Первые музыкальные впечатления связаны с песнями, которые слышал от матери, родственников, народных певцов.

После переезда семьи в Петербург мальчика десяти лет отдали в Училище правоведения. Именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой. Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но служба не привлекает его.

В начале 60-х годов он с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в Петербургскую консерваторию, чтобы серьезно заняться композицией.

В консерватории он учится у известных педагогов Н. Зарембы и А. Рубинштейна.

Он бросает службу и целиком посвящает себя музыке. В 1865 году оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в Московской консерватории.

С этого времени жизнь Чайковского связана с Москвой. Он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами, артистами. Среди них драматург Островский, музыкальный писатель Одоевский, поэт Плещеев, артисты Малого театра.

За десять лет им было написано множество произведений: три симфонии и другие пьесы для оркестра, фортепианный концерт и вариации, три квартета и фортепианное трио, четыре оперы – «Воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», много прекрасных романсов, замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».

Переломным в жизни композитора стал 1877-й год. Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение, а также сказалось постоянное переутомление.

В конце 1877 года его отправили его за границу. Но не работать он не мог. Именно в этот год Чайковский закончил два великих своих произведения – оперу «Евгений Онегин» и четвертую симфонию.

С конца 70-х годов композитор совершает много поездок за границу, где знакомится с Брамсом, Григом, Сен-Сансом, Массне. В летнее время подолгу живет на Украине, в имении своей сестры.

С триумфом проходят симфонические концерты под его управлением в Берлине, Париже, Женеве, Лондоне, в 1891 году – в Америке, в 1893 году – в Англии, где ему присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета. Активное участие принимает Чайковский и в русской музыкальной жизни. В 1885 году его избирают одним из директоров Московского отделения Русского музыкального общества.

В последнее десятилетие он создал свои гениальные пятую и шестую симфонии, оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многое другое.

Произведения этих лет становятся более драматичными. Все они насыщены огромной любовью к жизни, к человеку, но многие из них трагичны по замыслу. Наряду с тем были созданы и лирическая светлая опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», первая и вторая симфонические сюиты, «Серенада для струнного оркестра», «Итальянское каприччио».

Последние годы жизни Чайковский живет под Москвой – в Майданове и в Клину, продолжая упорно трудиться.

В октябре 1893 года композитор дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии, а через несколько дней скоропостижно скончался.