Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
Жизнь гениального австрийского композитора удивительна и необычна. Его яркий неординарный талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, реквием и другие произведения различных жанров.
Поразительный талант Моцарта, его ранняя смерть привлекали внимание не только современников композитора. Великий Пушкин написал маленькую трагедию «Моцарт и Сальери», а композитор Римский-Корсаков по этой трагедии создал оперу. Произведения Моцарта звучали в концертах, различных конкурсах, обязательны в программах музыкальных школ, училищ, институтах искусств.
Вольфганг родился в старинном, очень красивом гористом городе Зальцбурге, расположенном на берегах реки Зальцах. Отец Моцарта был образованным музыкантом, превосходным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал заниматься с ним. С этого же и начинается чудесное детство Моцарта.
В четыре года Вольфганг пытается сочинять концерты для клавесина! Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент.
За это время, незаметно даже для отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе.
Рано созревший талант сына рождает надежду устроить жизнь более интересно и обеспеченно. Отец решает везти мальчика и его талантливую сестру в концертное путешествие. И шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!
Семья Моцартов посетила Мюнхен, Вену, а затем крупнейшие города Европы: Париж, Лондон, Амстердам, Гаагу, Женеву. Поездка, продолжавшаяся четыре года, превратилась в поистине триумфальное путешествие. Концерты неизменно вызывали бурю восторга, удивление и восхищение.
Программа концертов поражала своим разнообразием и трудностью. Вольфганга называли «чудом XVIII века».
Прославленная, счастливая, но уставшая семья Моцартов в 1766 году возвращается в родной Зальцбург. Но отдых длился недолго. Отец стал готовить сына к новым выступлениям. Начались новые занятия композицией, работой над концертными программами. Наряду с этим Вольфганг занимался историей, географией, рисованием. Большой интерес у него вызывала математика, тщательно изучал иностранные языки: французский, английский, латинский, итальянский.
В это время он пишет музыку. Начинает сказываться зависть и неблагожелательное отношение музыкантов к своему двенадцатилетнему сопернику. Для них Моцарт перестал быть чудо ребенком и превратился в серьезного, уже прославленного композитора. Завистники боялись померкнуть в лучах его славы. Моцарт с отцом отправляются в Италию, на родину оперы. Отец был уверен, что, покорив своим талантом итальянцев, его сын завоюет себе достойное место в жизни.
За три года (1770-1773) они посетили крупнейшие города этой страны – Рим, Милан, Неаполь, Венецию, Флоренцию. Второй раз в жизни Вольфганг переживал триумф. Концерты четырнадцатилетнего музыканта проходили с потрясающим успехом. Вновь он выступал и как клавесиниствиртуоз, и как аккомпаниатор, и как скрипач и органист. К этому прибавились его выступления в качестве дирижера, певца импровизатора. Программа концертов зачастую была целиком составлена из произведений самого исполнителя. Поразил итальянцев и фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память.
Миланский театр заказал ему оперу. И за полгода Вольфганг написал это сложное произведение, которое шло на сцене с неослабевающим успехом и привело к новому взрыву восхищения и удивления гениальным мальчиком. Моцарт получил новый заказ.
Избрание Вольфганга в члены Болонской академии было еще более необычным фактом. Впервые в истории Академии ее членом стал столь юный композитор.
За время пребывания в Италии Моцарт расширил и обогатил свои знания в области искусства. Сильные впечатления оставили у него произведения знаменитых итальянских композиторов, живописцев, скульпторов. Написанные им позже симфонии, оперы и другие произведения свидетельствуют о глубоком проникновении в характер и склад итальянской музыки.
Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца, и ему казалось, что он устроит судьбу своего сына и надежно обеспечит его существование. Но этим надеждам не суждено было осуществиться.
Все попытки молодого музыканта найти работу в Италии были безуспешны. Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, отступление от укоренившихся вкусов. Приходилось возвращаться домой, в унылую будничную обстановку. Моцарт был скоро забыт. Счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь...
В 22 года вместе с матерью Вольфганг едет в Париж. Неужели во Франции не захотят вспомнить о нем? Тем более за эти годы вырос и окреп его талант. Им написано около трехсот произведений в самых различных жанрах.
Но в Париже не нашлось места для Моцарта. Его попытки устроить концерт или получить заказ остались без результата. Не перенеся лишений, заболела и умерла его мать. Моцарт был в отчаянии. Впереди его ожидало большое одиночество и ненавистная служба в Зальцбурге.
Творческим результатом поездки в Париж были пять замечательных сонат для клавесина, в которых сказалась сила и зрелость его таланта. Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. Граф всячески унижал его, потому что почувствовал независимость мыслей, нетерпимость к грубому обращению. Продолжаться так больше не могло. И Моцарт подал прошение об отставке. Нужда и голод не пугали композитора. Освободившись от оков, он был полон сил, энергии и надежд. В 1781 году Моцарт поселился в Вене. Так началось последнее десятилетие жизни композитора, годы наивысшего расцвета его таланта.
Он пишет музыку по заказу. Большего мастерства достиг Моцарт в операх: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Мелодичность и красота этих опер вызывала неизменный восторг и восхищение. Покоряли и яркая выразительность, правдивость оперных персонажей. Музыка Моцарта заставляла слушателей вместе с героями опер переживать их чувства.
В течение одного лета 1788 года он написал три свои последние, лучшие симфонии. Различные по характеру, все три произведения гениальны по своей музыке. Больше композитор не возвращался к этому жанру.
Не менее значительны достижения Моцарта в области камерной инструментальной музыки.
В 1786 году состоялось знакомство двух великих композиторов Моцарта и Гайдна. Но музыку Гайдна Моцарт узнал и полюбил еще раньше. И в знак глубокого уважения к музыкальным заслугам Гайдна Моцарт посвятил ему шесть квартетов.
Гайдн был одним из немногих, кто понял и оценил всю глубину таланта Моцарта.
Произведения для клавесина (сонаты, концерты), которые Моцарт писал в изобилии, тесно связаны с его исполнительской деятельностью. Его называли первым виртуозом своего времени. Игра Моцарта отличалась проникновенностью, одухотворенностью, тонкостью. Особенно поражал современников его талант импровизатора.
Счастливо сложилась его семейная жизнь. Его жена (Констанца Вебер) была музыкальным и чутким человеком с легким, веселым характером.
С годами интерес публики к выступлениям Моцарта снизился, издание произведений оплачивалось скудно, а оперы быстро сходили со сцены. Моцарт не хотел подчиняться вкусам придворной знати, считавшей его музыку слишком серьезной и глубокой. Непонятый, он и при дворе императора числился как сочинитель танцевальной музыки, за что получал мизерную плату.
Доверчивый, отзывчивый и добрый, он всегда был готов помочь товарищу, попавшему в беду. Сам же все больше попадал в нужду.
Насыщенная творческая и исполнительская деятельность и, вместе с тем, лишения и невзгоды быстро подтачивали силы композитора.
Последним произведением Моцарта был Реквием. Реквием (от латинского слова «requem» – «покой») – хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.
Таинственные обстоятельства заказа сильно поразили воображение больного композитора. Ему казалось, что эту музыку он пишет на свою кончину.
Реквием Моцарта далеко выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям.
Создание Реквиема отняло у Моцарта последние силы, и он уже не мог присутствовать на представлении своей последней оперы «Волшебная флейта», которая с блестящим успехом исполнялась в то время в Вене. Директор театра делал огромные денежные сборы, но о композиторе забыл.
Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков, след которой вскоре затерялся. Так печально закончилась жизнь великого австрийского композитора.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание