Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
С.С. Прокофьева по праву называют классиком 20-го века. Его музыка рождена живым ощущением времени. Он передал в своем творчестве строй чувств современников, острые драматические столкновения эпохи и веру в победу светлого начала жизни.
Прокофьев – смелый художник-новатор. Он открыл «новые миры» в музыке – в области мелодии, ритма, гармонии, инструментовки. Вместе с тем его искусство крепко связано с традициями русской и мировой классики.
Творчество композитора многогранно. Его музыка поражает богатством образов. Лирика и эпос, трагедия и комедия, человеческое горе и радость, слезы и смех – все это воплотилось в ней. В сочинениях композитора оживают перед нами русская история (в кантате «Александр Невский», опере «Война и мир», в музыке к фильму «Иван Грозный») и современность (опера «Повесть о настоящем человеке»), шекспировская трагедия (балет «Ромео и Джульетта») и сказка (балет «Золушка», опера «Любовь к трем апельсинам», вокальная сказка «Гадкий утенок»). Прокофьев писал сложнейшие произведения для взрослых и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он создал оперы, балеты, симфонии, концерты, сонаты, сюиты, песни и кантаты, музыку для театра и кино.
С.С. Прокофьев родился в 1891 году в селе Солнцовке Екатеринославской губернии. Отец работал управляющим в имении помещика Солнцова.
Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать хорошо играла на фортепиано. В пять лет мальчик уже сочинил фортепианную пьесу («Индийский галоп»), затем появились и другие сочинения.
В девять лет он впервые попал в оперный театр и под впечатлением услышанного стал писать оперу («Великан»).
Образованием мальчика занимались родители. Увидев успехи сына в музыке мать, решила показать его какому-нибудь крупному музыканту.
В 1902 году его привезли в Москву к выдающемуся композитору, профессору консерватории С.И. Танееву. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать серьезные занятия музыкой.
Занятия с молодым композитором Глиэром оказали благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Вскоре под руководством Глиэра была написана симфония, затем опера «Пир во время чумы» (по Пушкину).
Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр, шахматы). Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст свое новое ощущение жизни, ее молодости, ее движения.
В 1904 году Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию, где учится у замечательных русских музыкантов: Лядова, Римского-Корсакова. В эти годы обогащались и развивались его музыкальные вкусы.
После окончания консерватории Прокофьев много концертировал как пианист, а впоследствии выступал и как дирижер с исполнением своих произведений.
Уже ранние его сочинения фортепианные пьесы (1906-1909 гг.) поражают необычной яркостью образов и выразительных средств.
В 1911 году был написан концерт для фортепиано, который ошеломил слушателей. В нем была красота смелой спортивной игры, дерзкого шествия молодости, крепкого стального ритма.
Со времени исполнения первого концерта начинается громкая известность Прокофьева.
В 1917 году композитор знакомится с Маяковским. Выступления поэта произвели впечатление на Прокофьева.
Натуры и жизненные пути их были различны, но в творчестве есть некоторые общие черты, рожденные эпохой, в которой они жили. Оба они восстали против искусства изнеженного, расслабленного и отстаивали искусство деятельное, порой намеренно резкое, здоровое и обжигающе солнечное. Поэт говорил:
В 1916-1917 годы Прокофьев пишет «Классическую симфонию» – жизнерадостную и остроумную. В ней чувствуется близость ясному, отточенному искусству классиков 18-века, но в то же время в острых изгибах мелодии – самобытный прокофьевский стиль.
В это же время он заканчивает цикл «Мимолетности», оперу «Игрок». В балете «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» обнаружился его интерес к русскому народному творчеству.
В мае 1918 года он выезжает за границу и вместо нескольких месяцев его пребывание там по различным причинам растянулось на 15 лет.
Прокофьев объездил весь мир. Был в Японии, Соединенных Штатах, на Кубе и во многих европейских странах. Там он встречался со многими выдающимися деятелями искусства (Равелем, Стравинским, Рахманиновым, Тосканини, Чарли Чаплиным и др.)
В это же время он заканчивает третий концерт для фортепиано – динамичный, ослепительно светлый, он является вершиной творчества композитора.
В 20-е годы пишет ряд сочинений, в которых в той или иной степени заметны воздействия направлений буржуазного искусства.
И вот он снова в Москве. В 30-е годы одно за другим появились новые крупные сочинения. Они различны по темам, характерам героев, но во всех есть нечто общее. Смелость присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех сочинениях.
В 1935 году создан балет «Ромео и Джульетта» по трагедии Шекспира. В 1938 году сочинена музыка к фильму «Александр Невский», а в 1939 году написана опера «Семен Котко», а также ряд прекрасных сочинений для детей, в том числе симфоническая сказка «Петя и Волк» на собственный текст.
Главной работой во время войны (1941-1945 гг.) была грандиозная опера «Война и мир», которую он совершенствовал до конца своей жизни.
В 1945 году увидели свет значительные произведения Прокофьева – Пятая симфония, музыка к кинофильму «Иван Грозный» и светлый сказочный балет «Золушка».
В последние годы появилось еще несколько работ, среди которых опера «Повесть о настоящем человеке», балет «Сказ о каменном цветке», оратория «На страже мира».
Умер композитор в 1953 году после тяжелой болезни.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание