logo
Зубарева Л

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)

С.С. Прокофьева по праву называют классиком 20-го века. Его музыка рождена живым ощущением времени. Он передал в своем творчестве строй чувств современников, острые драматические столкновения эпохи и веру в победу светлого начала жизни.

Прокофьев – смелый художник-новатор. Он открыл «новые миры» в музыке – в области мелодии, ритма, гармонии, инструментовки. Вместе с тем его искусство крепко связано с традициями русской и мировой классики.

Творчество композитора многогранно. Его музыка поражает богатством образов. Лирика и эпос, трагедия и комедия, человеческое горе и радость, слезы и смех – все это воплотилось в ней. В сочинениях композитора оживают перед нами русская история (в кантате «Александр Невский», опере «Война и мир», в музыке к фильму «Иван Грозный») и современность (опера «Повесть о настоящем человеке»), шекспировская трагедия (балет «Ромео и Джульетта») и сказка (балет «Золушка», опера «Любовь к трем апельсинам», вокальная сказка «Гадкий утенок»). Прокофьев писал сложнейшие произведения для взрослых и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он создал оперы, балеты, симфонии, концерты, сонаты, сюиты, песни и кантаты, музыку для театра и кино.

С.С. Прокофьев родился в 1891 году в селе Солнцовке Екатеринославской губернии. Отец работал управляющим в имении помещика Солнцова.

Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать хорошо играла на фортепиано. В пять лет мальчик уже сочинил фортепианную пьесу («Индийский галоп»), затем появились и другие сочинения.

В девять лет он впервые попал в оперный театр и под впечатлением услышанного стал писать оперу («Великан»).

Образованием мальчика занимались родители. Увидев успехи сына в музыке мать, решила показать его какому-нибудь крупному музыканту.

В 1902 году его привезли в Москву к выдающемуся композитору, профессору консерватории С.И. Танееву. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать серьезные занятия музыкой.

Занятия с молодым композитором Глиэром оказали благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Вскоре под руководством Глиэра была написана симфония, затем опера «Пир во время чумы» (по Пушкину).

Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр, шахматы). Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст свое новое ощущение жизни, ее молодости, ее движения.

В 1904 году Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию, где учится у замечательных русских музыкантов: Лядова, Римского-Корсакова. В эти годы обогащались и развивались его музыкальные вкусы.

После окончания консерватории Прокофьев много концертировал как пианист, а впоследствии выступал и как дирижер с исполнением своих произведений.

Уже ранние его сочинения фортепианные пьесы (1906-1909 гг.) поражают необычной яркостью образов и выразительных средств.

В 1911 году был написан концерт для фортепиано, который ошеломил слушателей. В нем была красота смелой спортивной игры, дерзкого шествия молодости, крепкого стального ритма.

Со времени исполнения первого концерта начинается громкая известность Прокофьева.

В 1917 году композитор знакомится с Маяковским. Выступления поэта произвели впечатление на Прокофьева.

Натуры и жизненные пути их были различны, но в творчестве есть некоторые общие черты, рожденные эпохой, в которой они жили. Оба они восстали против искусства изнеженного, расслабленного и отстаивали искусство деятельное, порой намеренно резкое, здоровое и обжигающе солнечное. Поэт говорил:

В 1916-1917 годы Прокофьев пишет «Классическую симфонию» – жизнерадостную и остроумную. В ней чувствуется близость ясному, отточенному искусству классиков 18-века, но в то же время в острых изгибах мелодии – самобытный прокофьевский стиль.

В это же время он заканчивает цикл «Мимолетности», оперу «Игрок». В балете «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» обнаружился его интерес к русскому народному творчеству.

В мае 1918 года он выезжает за границу и вместо нескольких месяцев его пребывание там по различным причинам растянулось на 15 лет.

Прокофьев объездил весь мир. Был в Японии, Соединенных Штатах, на Кубе и во многих европейских странах. Там он встречался со многими выдающимися деятелями искусства (Равелем, Стравинским, Рахманиновым, Тосканини, Чарли Чаплиным и др.)

В это же время он заканчивает третий концерт для фортепиано – динамичный, ослепительно светлый, он является вершиной творчества композитора.

В 20-е годы пишет ряд сочинений, в которых в той или иной степени заметны воздействия направлений буржуазного искусства.

И вот он снова в Москве. В 30-е годы одно за другим появились новые крупные сочинения. Они различны по темам, характерам героев, но во всех есть нечто общее. Смелость присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех сочинениях.

В 1935 году создан балет «Ромео и Джульетта» по трагедии Шекспира. В 1938 году сочинена музыка к фильму «Александр Невский», а в 1939 году написана опера «Семен Котко», а также ряд прекрасных сочинений для детей, в том числе симфоническая сказка «Петя и Волк» на собственный текст.

Главной работой во время войны (1941-1945 гг.) была грандиозная опера «Война и мир», которую он совершенствовал до конца своей жизни.

В 1945 году увидели свет значительные произведения Прокофьева – Пятая симфония, музыка к кинофильму «Иван Грозный» и светлый сказочный балет «Золушка».

В последние годы появилось еще несколько работ, среди которых опера «Повесть о настоящем человеке», балет «Сказ о каменном цветке», оратория «На страже мира».

Умер композитор в 1953 году после тяжелой болезни.