logo
Зубарева Л

Великий пост

Во время Поста христиане стремились во всём соблюдать умеренность, как в пище, так и во всякого рода развлечениях и утехах. Основная цель Поста – очиститься перед Пасхой. Ключевые моменты Поста:

  1. Сороки (22 марта). День сорока мучеников.

  2. Средокрестие.

  3. Благовещение (7 апреля).

  4. Егорьев (Юрьев) день (6 мая)

  5. Вербное воскресенье.

Во время поста запрещалось, есть пищу животного происхождения. А в монастырях в страстные дни (среду и пятницу) не разрешалось даже употреблять подсолнечное масло. Но существовали праздники, по которым разрешались некоторые вольности в еде. Например, на Благовещение позволялось съесть немного рыбы, которую запасали специально к этому дню.

Сороки

Название происходит от церковного праздника Сорока мучеников, который приходится на 22 марта по новому стилю. В народных, так называемых «Бытовых святцах» сорок мучеников ассоциируются с сорока жаворонками, которых закликают для того, чтобы пришла весна.

Человек всегда верил в возможность определёнными действиями повлиять на природу, регули­ровать дальнейший ход событий. При этом обряды, отвечающие этой идее считались жизненно необходимыми, т.к. по представлению крестьян – без помощи человека ставилось под угрозу само существование мира. Поэтому прогоняли зиму, звали весну, сжигали чучела, и т.д.

Закликать весну начинали на Сороки. Женщины пекли специальное обрядовое печенье в форме птичек, которое называли «жаворонки», или «сороки», дети выходили с ними на улицу, на возвышенные места, чтобы быть ближе к небу и звали весну специальными песнями – закличками.

Ой, кулики,

Жаворонушки,

прилетайте к нам,

Принесите нам

Весну-красну,

Лету тёплую.

Или:

Весна-красна,

Тёплое летечко.

Ой, лё-ли, лё-ли,

Тёплое летечко... и т.д.

Печенье дети прятали друг от друга, искали, находили, ели сами, угощали друзей, кормили домашних животных.

Средокрестие (средопостье) отмечалось русскими крестьянами в среду на четвёртой неделе Поста (середина Поста), когда, как говорят в народе, пост ломается пополам, «и треск поста повсюду слышен».

Основной обычай на Средокрестие – приготовление специального обрядового печенья в форме крестиков. В восточных районах Белгородской области принято запекать в каждый крестик по волосинке, и скармливать их домашним животным.

Вербное воскресенье завершало шестую неделю Великого поста. К этому дню был приурочен обычай освящения веточек вербы, которым потом приписывались магические свойства, которые она не теряла в течение всего года. Например, у украинцев верили, что в дом, в котором есть освящённая верба не может попасть молния.

Из церкви вербу несли домой, где шутливо хлестали ею всех домочадцев (и даже домашних жи­вотных) – чтобы передать им энергию и здоровье расцветающего дерева. При этом приговаривали:

Верба – хлёст, бей до слёз,

Не я бью – верба бьёт.

Хвора – в лес, на вересь,

А здоровье - в кости.

Будь здоров, как вода,

И расти, как верба.