Великий пост
Во время Поста христиане стремились во всём соблюдать умеренность, как в пище, так и во всякого рода развлечениях и утехах. Основная цель Поста – очиститься перед Пасхой. Ключевые моменты Поста:
Сороки (22 марта). День сорока мучеников.
Средокрестие.
Благовещение (7 апреля).
Егорьев (Юрьев) день (6 мая)
Вербное воскресенье.
Во время поста запрещалось, есть пищу животного происхождения. А в монастырях в страстные дни (среду и пятницу) не разрешалось даже употреблять подсолнечное масло. Но существовали праздники, по которым разрешались некоторые вольности в еде. Например, на Благовещение позволялось съесть немного рыбы, которую запасали специально к этому дню.
Сороки
Название происходит от церковного праздника Сорока мучеников, который приходится на 22 марта по новому стилю. В народных, так называемых «Бытовых святцах» сорок мучеников ассоциируются с сорока жаворонками, которых закликают для того, чтобы пришла весна.
Человек всегда верил в возможность определёнными действиями повлиять на природу, регулировать дальнейший ход событий. При этом обряды, отвечающие этой идее считались жизненно необходимыми, т.к. по представлению крестьян – без помощи человека ставилось под угрозу само существование мира. Поэтому прогоняли зиму, звали весну, сжигали чучела, и т.д.
Закликать весну начинали на Сороки. Женщины пекли специальное обрядовое печенье в форме птичек, которое называли «жаворонки», или «сороки», дети выходили с ними на улицу, на возвышенные места, чтобы быть ближе к небу и звали весну специальными песнями – закличками.
Ой, кулики,
Жаворонушки,
прилетайте к нам,
Принесите нам
Весну-красну,
Лету тёплую.
Или:
Весна-красна,
Тёплое летечко.
Ой, лё-ли, лё-ли,
Тёплое летечко... и т.д.
Печенье дети прятали друг от друга, искали, находили, ели сами, угощали друзей, кормили домашних животных.
Средокрестие (средопостье) отмечалось русскими крестьянами в среду на четвёртой неделе Поста (середина Поста), когда, как говорят в народе, пост ломается пополам, «и треск поста повсюду слышен».
Основной обычай на Средокрестие – приготовление специального обрядового печенья в форме крестиков. В восточных районах Белгородской области принято запекать в каждый крестик по волосинке, и скармливать их домашним животным.
Вербное воскресенье завершало шестую неделю Великого поста. К этому дню был приурочен обычай освящения веточек вербы, которым потом приписывались магические свойства, которые она не теряла в течение всего года. Например, у украинцев верили, что в дом, в котором есть освящённая верба не может попасть молния.
Из церкви вербу несли домой, где шутливо хлестали ею всех домочадцев (и даже домашних животных) – чтобы передать им энергию и здоровье расцветающего дерева. При этом приговаривали:
Верба – хлёст, бей до слёз,
Не я бью – верба бьёт.
Хвора – в лес, на вересь,
А здоровье - в кости.
Будь здоров, как вода,
И расти, как верба.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание