logo
Зубарева Л

Программно-изобразительная музыка

Что помогает услышать и понять замысел композитора в инструментальном произведении? Ответ на этот вопрос можно услышать в музыке, обращаясь к произведениям для фортепиано и оркестра, содержание которых выражается в их названиях. Это «Осенняя песнь» Чайковского и «Буря» Россини, пьесы из «Карнавала» Шумана и «Картинок с выставки» Мусоргского...

Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки, настраивает на музыку, помогает понять ее содержание.

Исполнителю же такое название помогает лучше понять и выразить в своем исполнении замысел композитора, убедительнее раскрыть содержание произведения.

Чтобы полнее раскрыть свой замысел перед слушателями и исполнителями, композиторы нередко, помимо названия, дают к своим произведениям литературное предисловие. Лядов, например, в предисловии к сказочной пьесе для оркестра «Кикимора» использовал слова из народного сказания, которыми было навеяно это произведение: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым малешенька, с наперсточек, а туловище не спознать с соломиной... Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной». Такое предисловие помогает «услышать» в одном из эпизодов произведения «хрустальную колыбельку», в которой укачивают Кикимору:

Литературные предисловия, как и заголовки пьес (а они могут быть заимствованы из литературы, живописи, подсказаны самой жизнью), являются своеобразной программой произведений. Поэтому инструментальные сочинения, которые их имеют, называют программными, или программной музыкой. В программных произведениях находят яркое воплощение правдивые и фантастические истории, изображаются картины природы, птицы и звери, герои известных сказок из литературных произведений.

Композиторы часто обращаются к программной музыке. Программные пьесы есть в «Детском альбоме» Чайковского, «Детской музыке» Прокофьева, «Альбоме для юношества» Шумана, во многих сборниках педагогического репертуара. Специально для детей французский композитор Бизе написал для фортепиано сюиту «Детские игры», Сен-Санс «Карнавал животных».

Н.А. Римский-Корсаков. «Шахерезада». Можно назвать немало других замечательных произведений программной музыки. Среди них симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада». На ее создание композитора вдохновили увлекательные арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Но чтобы слушатели связали эту музыку с образами известных сказок, автор назвал свое сочинение по имени сказочницы Шехеразады. «Я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия, – писал он. Мне хотелось, чтобы слушатель вынес бы впечатление, что это, несомненно, восточное повествование о каких-то многочисленных и разнообразных сказочных чудесах».

П.И. Чайковский. «Зимние грёзы». Но есть и совсем иные примеры. Первая симфония Чайковского названа композитором «Зимние грезы». Такое название настраивает слушателей на лирический лад, вызывая в памяти картины зимней природы и пробуждая чувства, которые они навевают. А вот одиннадцатая симфония Шостаковича имеет программный заголовок «1905год». Композитор посвятил ее событиям первой революции в России, свой замысел он раскрыл в названиях каждой из четырех частей: «Дворцовая площадь», «9-е января», «Вечная память», «Набат».

Понять музыкальное произведение, его содержание помогают порою некоторые особенности самой музыки. В оркестровых фрагментах «Буря» из оперы «Севильский цирюльник» Россини и «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова так и слышатся в некоторых эпизодах музыки Россини шум дождя, завывание ветра, стук падающих капель, а у Римского-Корсакова – топот конницы, удары и лязг скрещивающихся мечей.

Музыка – искусство звуков, она способна воспроизводить многое из того, что мы слышим вокруг себя. Это и голоса птиц, и шелест леса, и плеск волн, и раскаты грома, то есть различные звуки природы и всевозможные звуки и шумы, возникающие в процессе деятельности людей (перезвон колоколов, движение поезда и т.д.). Звукоподражательные, или, по-другому, звукоизобразительные возможности музыки помогают композиторам создать яркие картины природы, передать в звуках то или иное событие, явление.

Л.В. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». Немало звукоизобразительных приемов можно встретить в программной музыке, воплощающей образы природы. Такова шестая симфония Бетховена, имеющая программное название «Пасторальная». («Пасторальный» значит «пастушеский». Пасторальными называют произведения, в которых изображены сцены сельской жизни, картины природы. «Пасторальная» симфония Бетховена – одно из величайших произведений программной музыки). В симфонии есть и «Сцена у ручья» (вторая часть), и «Сцена грозы» (четвертая часть). Один из эпизодов второй части известен как «птичье трио». В нем флейта подражает трелям соловья, гобой пению перепелки, а кларнет голосу кукушки:

Подобная «звуковая живопись» призвана не только изобразить что-либо, но и выразить определенное настроение – радостное или грустное, спокойное или взволнованное, задумчивое или полное смятения и страха. Использование композитором приемов звукоподражания значительно обогащает выразительные возможности музыки, делает ее язык более образным и понятным.

Слушая и разбирая далее произведения Чайковского, Мусоргского и Прокофьева, вы пополните свои представления о программной музыке, о звукоизобразительности, познакомитесь с тем, как используются различные выразительные средства композиторами столь разной творческой индивидуальности.

М.П. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках». Это одна из десяти фортепианных пьес Мусоргского, образующих цикл «Картинки с выставки» (В музыке циклом называют ряд пьес, связанных между собой общим содержанием. Часто встречаются циклы песен, хоров, инструментальных пьес, например, «Времена года» Чайковского. Симфонии, сюиты, состоящие из нескольких частей, также относятся к циклическим произведениям). Композитор создал его под впечатлением рисунков своего друга, безвременно скончавшегося художника В.А.Гартмана. Каждая из пьес служит иллюстрацией к какому-либо из его рисунков. Об этом говорят их программные названия: «Гном», «Старый замок», «Балет не вылупившихся птенцов», «Богатырские ворота» и т.д.

Пьеса «Избушка на курьих ножках» навеяна рисунком Гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы яги. Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.

В пьесе три части. Первая и третья изображают полет Бабы-Яги, а средняя – картину дремучего сказочного леса. Музыка начинается с сильных и резких звуков – это удары клюки Бабы-Яги. Причудливо звучат акцентированные скачки на большую септиму.

Впечатление чего-то фантастического, страшного далее еще больше усиливается. Полет Бабы-Яги в ступе изображает стремительная неустойчивая тема. В ней угловатые, резко подчеркнутые скачки в басу и отрывистые аккорды с форшлагом в верхнем регистре. «Пестом погоняет, метлой след заметает» – так говорится в народных сказках.

В вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски.

Но вот вихрь стихает. Баба-Яга возвращается в свою избушку в дебри заколдованного леса. Начинается средняя часть пьесы. Характер музыки здесь совсем иной – глухой, таинственный, настороженный. Более сдержанный темп, приглушенная звучность, контрасты регистров, угловатые скачки мелодии на фоне непрерывного тремоло (Тремоло – это быстрое многократное чередование двух звуков или созвучий). Так и кажется, будто сейчас увидишь лесную «нечисть». Вскоре, однако, все умолкает и воцаряется зловещая тишина.

Музыку к пьесе в драматическом театре композитор создает обычно в содружестве с драматургом или по заказу театра. Это песни, танцы, хоры, а также инструментальные эпизоды. Музыка усиливает воздействие спектакля на зрителя. Она помогает ярче обрисовать тот или иной момент действия, передать настроение героя.

Музыку к драматическим спектаклям писали многие великие композиторы – Бетховен и Мендельсон, Бизе и Григ, Глинка и Чайковский, Прокофьев и Хачатурян. Порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь. Лучшие произведения театральной музыки вошли в сокровищницу классического искусства.

Эдвард Григ. «Пер Гюнт». «Пер Гюнт» – пьеса выдающегося норвежского драматурга, соотечественника Грига, Генриха Ибсена.

Герой драмы, крестьянин Пер Гюнт покидает родную деревню и отправляется в дальние странствия. Он переживает удивительные приключения, многие из которых Ибсен связал с эпизодами из старинных норвежских легенд и преданий.

Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Красота музыки и ее национальное своеобразие обессмертили произведение Грига.

Большой популярностью в симфонических концертах пользуются две оркестровые сюиты, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме «Пер Гюнт».

Первая сюита состоит из четырех частей, контрастных по характеру.

Первая часть, «Утро», рисует картину светлой, безмятежной природы. Вторая часть, «Смерть Озе», передает настроение скорби. Третья – «Танец Анитры» – легкая и грациозная пьеса, напоминающая мазурку. Последняя, четвертая часть – «В пещере горного короля» изображает сказочное шествие. Музыка каждой части построена на развитии и варьировании одного музыкального образа.

«Утро». Нежные краски утренней зари и мягкость их переливов, картины пробуждения природы не раз привлекали внимание композиторов. Выразительные возможности музыки позволяют воспроизвести это в звуках.

Пьеса Грига «Утро» – один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Ее музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш и исполняется поочередно флейтой и гобоем.

На протяжении пьесы мотив неоднократно повторяется и варьируется. Композитор умело использует регистровые и тембровые краски, приемы звукоизобразительности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. «Утро» Грига – один из лучших образцов пасторальной музыки.

Очень любил это произведение великий русский писатель Алексей Максимович Горький. «Слушая Грига, – говорил он, – видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирное пастбище, тихий ручеек...».

«Смерть Озе». Эта музыка сопровождает в драме Ибсена сцену кончины матери Пера Гюнта, старой Озе. «Печаль всех матерей мира, прощающихся со своими сыновьями, и всех сыновей, прощающихся со своими матерями, заключена в этой музыке» – так объяснил содержание этой пьесы Кабалевский, рассказывая о ней школьникам.

Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие, а ее аккордовое изложение печальные и величественные звуки органа. Начинаясь приглушенно в низком регистре оркестра, тема постепенно, как бы уступами, поднимается выше и выше. Ее звучание усиливается. Как печальное эхо, отвечают ей тихие вздохи – хроматические полутоны в верхнем голосе.

К концу пьесы звучание перемещается в нижний регистр и постепенно замирает. Исполняется «Смерть Озе» только струнными инструментами оркестра.

«Танец Анитры». Анитра – девушка, с которой Пер Гюнт встречается во время своего странствования по Аравийской пустыне. Она исполняет танец легкий, изящный и грациозный.

Словно насмешливый и непостоянный нрав Анитры, музыка танца очень изменчива. Каждое построение, начинаясь в одной тональности, завершается в другой. Аккордовый танцевальный аккомпанемент сменяется октавами стаккато. Мелодические фразы часто обрываются, откликаясь, как эхо, в другом голосе.

«В пещере горного короля». Пер Гюнт попадает в пещеру – во дворец короля гор. В тронном зале собираются придворные горного короля – тролли, кобольды, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером (тролли, кобольды, гномы – сказочные существа в норвежском фольклоре).

Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.

В основе пьесы – всего одна тема в характере сказочного марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.

Вначале тема марша звучит в самом низком регистре, настороженно и таинственно.

Постепенно мелодия переносится все выше, а сопровождение начинает варьироваться. Появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.

Внезапно все прерывается резкими аккордами. Еще дважды мелодия пытается возобновить свой бег. Но настойчивые аккорды с взлетающими форшлагами, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.

Вторая сюита «Пер Гюнт» включает пять пьес. Наиболее известна из них «Песня Сольвейг» – невесты Пера Гюнта, которая долгие годы ждала его возвращения. Печальная и нежная мелодия песни одно из самых вдохновенных творений Грига.