logo
Зубарева Л

Музыкальная культура древней руси

(XI-XVII ВЕКА)

Истоки русской музыки восходят к древнейшему прошлому славянских племен, населявших Восточно-европейскую равнину, но история начинается с того момента, когда возникло и окрепло древнерусское – государство, объединившее отдельные племенные образования под властью киевских князей. Обширная территория этого государства простиралась с севера на юг – от берегов Балтийского моря до причерноморской степи и с запада на восток – от предгорьев Карпат до течения Дона и Верхнего Поволжья. Одновременно с государственным объединением восточнославянских племен происходило формирование древнерусской – народности – колыбели трех наций: русской украинской и белорусской.

Пора наивысшего расцвета Киевской Руси приходится на первую половину XIX века, когда она становиться могущественной державой, играющей значительную роль в международной жизни Европы и Ближнего Востока. Высокого уровня достигает ее культура. Столичный город Киев и другие крупные города, среди которых особое значение приобретает Новгород, застраиваются великолепными храмами, дворцами, украшенными настенной живописью, мозаикой и затейливым – орнаментом, широко распространяется грамотность, создается передовая и оригинальная литература на родном языке. Развиваются художественные ремесла, рождаются новые формы профессионального музыкального искусства. Именно в этот период были заложены основы культурных традиций Древней Руси, продолжавших жить и развиваться на протяжении ряда столетий, несмотря на все исторические превратности, бедствия и катастрофы, постигавшие страну народ.

Тяготевшее над Русью более двух столетий монгольское иго надолго задержало ее хозяйственное и культурное развитие, а в некоторых отношениях даже отбросило назад. Результатом всего этого явилось культурное развитие европейских стран. Хотя развитие русской культуры не останавливалось и не прерывалось даже в самые тяжелые исторические моменты, но темпы его были замедлены.

Большое значение для русской культуры имели устанавливающиеся в конце XIV века тесные отношения с южнославянскими народами. В России не было эпохи Возрождения, аналогичной, например, итальянскому Ренессансу, но в ряде явлений русской литературы и искусства того времени своеобразно преломляются черты ренессансного мышления. Возникает интерес к внутреннему миру человека, его душевным переживаниям.

К концу XV – началу XVI века Москва становиться главным политическим и культурным центром, в нее стягиваются отовсюду лучшие силы в области культуры и просвещения.

XVI век был периодом пышного цветения древнерусской культуры

В XVII веке проявляются первые симптомы кризиса феодальных отношений. Борьба старого и нового, косных средневековых представлений против более свободного взгляда на мир, права и обязанности человеческой личности шла во всех областях культуры и идеологии. XVII век стал веком большого исторического перелома, обозначившего конец Древней Руси и переход ее к Новому времени.

Русская культура XI-XVI, а частично и XVII века, при всем ее разнообразии, различии исторических этапов и местных тенденций, обладает некоторыми общими типологическими признаками как культура средневековья. Это прежде всего господство религиозного сознания, богословской мысли, определявшей все стороны мировоззрения и творческой деятельности людей.

Эти общие черты средневекового образа и мысли находят различное преломление в искусстве разных стран и народов в зависимости от особых условий их исторического развития, их связей и взаимодействия с теми или иными культурными традициями. Ярко выраженным своеобразием обладает и искусство русского средневековья.

Древняя Русь сравнительно поздно, лишь на рубеже первого и второго тысячелетий вступила в семью культурно развитых Европейских стран.

Русь заимствовала христианство из Византии в православном варианте. Крещение Руси в конце Х века явилось, прежде всего, важным политическим актом, поскольку единая общегосударственная религия укрепляла власть киевских князей, освящала своим авторитетом отношения господства-подчинения, на которых основывается феодальный строй, наконец, позволяла Киевской державе занять равноправное положение в ряду европейских христианских государств.

Принятие христианства имело большое культурное значение для Руси. Оно сблизило Русь с уже ранее христианизированными южнославянскими народами, ввело в круг новых для нее культурных интересов. Из-за позднего вступления на путь феодального развития, а затем длительного периода монгольского ига в Древней Руси не могли сложиться формы светского музыкально-поэтического искусства, аналогичного искусству трубадуров, труверов, миннезингеров, составлявшему один из важных пластов художественной культуры заподноевропейского средневековья.

Этот вакуум восполнялся народным творчеством. Сфера бытования фольклора в Древней Руси была гораздо более обширна, нежели в новое время. Народная песня, сказка, эпическое сказание, являясь созданием трудящихся масс. Пользовались любовью во всех слоях общества вплоть до высшей феодальной знати. Песня, в которой слова неразрывно связаны с мелодией, заменяла книжную поэзию, так же как речитативный сказ княжеского рапсода, сопровождаемый звоном гуслей, заменял героическую повесть о подвигах предков.

Профессиональное и народное искусство не были отгорожены друг от друга, между ними существовали тесные, постоянные взаимоотношения. Несмотря на суровые церковные обличения против всякого рода светских забав, фольклорные элементы проникали во все области профессионального искусства, не исключая и тех, которые были непосредственно связаны с христианской обрядностью. Под влиянием народной песни русское церковное пение в ходе исторического развития все больше изменяло свой интонационный строй, отходя от византийских образцов и приобретая характерно национальные черты.

За многовековой путь своего развития древнерусское музыкальное искусство создало высокие художественные ценности непреходящего значения. Его суровая величавая красота отразила лучшие стороны национального характера, нравственный идеал народа, его стойкость в борьбе и испытаниях. Именно потому к наследию Древней Руси так часто обращались величайшие русские композиторы-классики от Глинки до Рахманинова. И поныне оно продолжает жить полной жизнью, занимая важное место в духовных интересах нашей современности.