logo
Зубарева Л

Музыкальное искусство древности

Возникновение музыкального искусства относится к глубокой древности. Первые музыкальные инструменты были примитивны. Их делали из камня, костей и рогов животных. Тогда же люди сложили свои первые напевы.

Древний Восток. Возникновение цивилизации в Древнем Египте относится к 13 тысячелетиям до н. э. В нищете миллионы рабов строили архитектурные сооружения – огромные пирамиды, загадочные изваяния, величественные храмы.

Высокого уровня достигла и музыкальная культура. Об этом свидетельствуют сохранившиеся музыкальные инструменты, барельефы, памятники литературы.

Народное творчество Египта славилось своей красотой. Особенно были распространены массовые народные действа с музыкой и танцами, персонажами которых были боги. Больше всего прославился бог Озирис – бог юности, плодородия, растительности, влаги. Он каждый год умирал, а затем воскресал, как символ вечно молодой природы. Музыка в этих действах играла большую роль. Драматические сцены чередовались с плясками и хоровыми песнями. Женские песни плачи над мертвым Озирисом были любимым жанром, исполняемым в представлении.

Древнейшими жанрами профессиональной музыки египтян были, вероятно, молитвенные напевы и религиозно-культовые – гимны. Культовые ритуалы обставлялись с большой пышностью, т.к. в руках жрецов были несметные богатства.

Во втором тысячелетии набирает силу светская власть крупных рабовладельцев. В связи с этим вперед продвинулась профессиональная музыка. Главным жанром дворцовой музыки были песни-гимны в честь царей.

Древние египтяне играли на дуговых и угловых арфах, лютнях, продольных флейтах, двойных гобоях.

Ближе к началу нашей эры Египетское царство утрачивало свой блеск и самостоятельность, наводняясь иностранными влияниями.

Сирия. Музыкальная культура Сирии была одной из первых, положивших в основу системы четырехзвучную диатоническую структуру, называемую тетрахорд. Сирия – родина пяти и семиструнной лиры, двойного гобоя. В силу того, что Сирию населяли разные племена – хетты, финикийцы, хананеяны, киприоты – это отразилось на строе, складе и стиле музыки.

Двуречье. В бассейне рек Тигра и Евфрата были расположены древние государства Сумерии, Вавилона и Ассирии.

Сумерийцы сложили свои песни заклинания, легенды, плачи и другие за 3,5 тысячелетия до н.э. Они играли на музыкальных инструментах – дуговых и угловых арфах, двойных гобоях, больших барабанах.

Традиционным искусством в Вавилоне были народные действа «срасти», посвященные грозному божеству Бела Мардуку и юному богу весны Таммузу. «Страсти» включали в себя бытовые сцены, лирические песни и плачи.

Церковно-культовая и светская музыка сопровождала молебные жертвоприношения, царские приемы. Особенной пышностью отличались празднования в период Нового Вавилона при царе Навуходоносоре.

Еще со второго тысячелетия в Ассирию, как высокоразвитую музыкальную страну, съезжались певцы и виртуозы музыканты. Предполагают, что ассирийцы выработали теорию, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы.

Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием учением, будто бы небесные тела управляют жизнью, судьбой человека и определяют ход исторических событий.

Палестина. Наиболее полную картину музыкальной жизни древней Палестины со второго тысячелетия до нашей эры раскрывает древнеиудейский религиозный эпос – легенды «Ветхого завета». Среди песенных жанров Палестины широкое распространение получили псалмы.

Считают, что мелос Палестины сначала был пентатонным, позже получили распространение диатонические лады.

По складу музыка была одноголосной. Иудеи создали свои музыкальные инструменты: лиры киннор, серебряные трубы хососра, бараньи рога шофар, свирели халиль, медные тарелки шалишим.

Индия. Индийский народ – великий зодчий и стихотворец. Первые культурные памятники – священные книги Веды, возникшие за тысячелетия до н.э. В 46 веках н.э. в Индии была создана классическая драма.

Музыкальное творчество индийского народа тоже богато и разнообразно по темам и жанрам, местным стилям. Свои песни есть в Бенгаме, Ассаме, Раджпутане, Пенджабе.

В Индии возникли и получили широкое распространение религии брахманизма, буддизма, индуизма. Это оказало на музыку сильное воздействие, как и кастовое разделение общества.

В первом тысячелетии до н.э. в Индии сложился высокохудожественный эпос – поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Странствующие певцы-сказители – катхака – положили отрывки из этих поэм на музыку и исполняли их. Искусство катхака богато героическими образами. По сей день, они сохранили традиционный архаический склад своих песен.

В Индии родился музыкальный театр. Древнеиндийский ната (плясун, актер) исполнял танец и пантомиму, в это же время распевались древние сказания под инструментальное сопровождение.

В Индии же был создан кукольный театр, представления которого сопровождала музыка.

В первом тысячелетии до н.э. сложилась джатра – народная драмамистерия на мифологические сюжеты.

Богатый песенный и инструментальный фольклор стал плодородной почвой для профессионального искусства. Культовая классическая музыка Индии возникла в глубокой древности в органической связи с поэзией и танцем. Этот синтез искусств назывался «Сангита». Светская профессиональная музыка меньше связана различными догмами и запретами и поэтому была более живой. Звучала она в основном во дворцах царей и раджей.

Индийский мелос охватывал широкий диапазон – три октавы. Для него характерны хроматизмы, ритмическая импровизация. Встречаются древнеиндийские напевы с большой ритмической четкостью.

Эмоциональному содержанию музыки в Древней Индии придавалось большое значение. Считалось, что даже отдельный звук способен выразить определенные чувства человека или явление природы.

Выразительность была связана с разными мелодическими оборотами. Индийская музыка задолго до н.э. основывалась на семиступенчатой диатонике.

Была создана и своя оригинальная нотация. Звуки обозначались начальными слогами санскритских слов, определяющих значение место звука: – са(до), ри(ре), га(ми), ма(фа), па(соль), дха(ля), ни(си).

Очень разнообразна и самобытна была индийская инструментальная культура. Среди ударных больше всего были распространены барабаны. Для их изготовления пергамент или кожа обрабатывались различными сложными составами. Этим способом достигалась настройка инструмента или тембровая окраска звука. Древнейшими из духовых инструментов были трубараковина (исанкха), рог (шринга) и флейта. Очень любима в Индии была щипковая вина, имевшая два резонатора. Помимо обычного – у основания грифа, прикреплялся второй, изготовляемый из выдолбленной тыквы.

В эпоху средневековья Индостан подвергался вторжениям, многие области были опустошены, памятники архитектуры разрушены, а музыкальная культура, особенно на севере, попала под влияние персидской и арабской музыки.

Китай. Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» («Шицзин») была составлена примерно в V-VII веках до н.э. В ней собраны триста пять лирических стихов, песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ.

В течение своей истории китайский народ сложил множество напевов в различных жанрах: трудовые, лирические, исторические и другие песни.

Хотя китайские песни отличаются широтой диапазона, но в них преобладают светлые тона высокого регистра. В основе мелодии почти повсеместно лежит пятиступенный бесполуторный строй, исключение составляют некоторые провинции, где встречаются шести или семиступенчатые лады.

В Древнем Китае были распространены продольные флейты из бамбука (сяо), поперечные флейты (ди), «китайские волынки (шэн), двухструнные скрипки (хуцинь), лютни (псепа), ударные инструменты барабаны, гонги, колокольчики.

Арабская музыка. Арабская музыкальная культура была одной из самых ярких и оригинальных восточных культур средневековья. На музыку были положены любовно-лирические стихи газели одни из самых древнейших видов арабской поэзии. Шайры, рави поэты-музыканты опирались не только на свои национальные традиции, но и использовали опыт музыкальных культур, которые были старше арабской, египетской, иранской, сирийской.

Немного позже возникает инструментальная музыка, которая в дальнейшем получила самостоятельное развитие и была доведена до высокохудожественного уровня.

Феодальный период – от образования арабского халифата в VII веке н.э. до турецкого нашествия (XVI век) – был временем наивысшего расцвета арабской культуры и искусства. Музыкальная культура стремительно распространилась на огромных территориях. С одной стороны, в арабскую музыку проникло множество интонаций с разных стран Востока, Юга, Запада, что сказалось на ее ладовом строении. С другой стороны, арабский мелос тяготел к острым, напряженным интонациям.

Пение, которое считалось высшим родом искусства, обычно сопровождалось игрой на лютне или ребабе.

Ведущим жанром народной и светской профессиональной музыки была лирическая песня. Азербайджанские, армянские мугалич, таджикские маколич, иранские и арабские макалич – все эти национальные стили родственны между собой. Как жанр, арабские макалич это большие вокально-инструментальные композиции или песен нолирические циклы. Каждый из них, в свою очередь, состоял из нескольких малых циклов. Тексты были либо народные, либо написанные поэтами-профессионалами. В них рассказывалось о безбрежных песчаных просторах, о прекрасных оазисах, о красоте побережий. С песней связывались свободолюбивые мечты.

Греция. Музыкальная культура Древней Греции образует первый исторический этап в развитии музыкальной культуры Европы, представляя, таким образом, как бы ее действо. Вместе с тем она является высшим выражением культуры Древнего мира и обнаруживает несомненные связи с более древними культурами Ближнего Востока – Египта, Сирии, Палестины. Однако при всех исторических связях этого рода музыкальная культура античной Греции не повторяет пути, пройденного другими странами: она обладает собственным неповторимым обликом, своими бесспорными достижениями, которые и передает европейскому средневековью, а затем эпохе Возрождения.

Важные сведения о ранней музыкальной культуре в Греции дает нам гомеровский эпос, сам по себе связанный с музыкальным исполнением. Как известно, в «Иллиаде» и «Одиссее» отразились разновременные исторические пласты от времен родового строя до зарождения в нем новых социальных признаков строя рабовладельческого.

В «Иллиаде» речь идет о музыке в быту (трудовые, свадебные, похоронные песни), герои поэмы сами поют, играют на форминксе и пляшут. В «Одиссее» говорится о певцах-сказителях, слагателях эпоса. Они выделялись из среды народных музыкантов и пользовались большим почетом в обществе.

Наиболее широкого развития музыка античной эпохи достигла в Греции, которая представляла собой союз городов государств (полисов), сохранивших политическую самостоятельность.

Для свободных граждан (не рабов) Афин, Спарты и других городов обучение музыкальному искусству было обязательной составной частью образования. Музыке придавалось государственное значение.

Организация музыкальной жизни была более открытой, гласной, доступной для споров и соревнования, более демократичной по сравнению с деспотичным восточным строем. Это была рабовладельческая демократия.

В героический период Древней Греции было очень популярно искусство странствующих певцовсказителей – аэдов и рапсодов. Они воспевали подвиги героев. Свое пение сказители сопровождали игрой на древнем струнном инструменте – форминксе, струны которого натягивались поперек выделанного черепашьего щита.

В музыкальном искусстве греков преобладали вокальные жанры. Инструментальное сопровождение дублировало вокальную партию. Пели, как правило, в унисон. В профессиональной музыке были более распространены мужские хоры.

Основными инструментами, на которых играли в Древней Греции, были струнные щипковые – лира, форминга и кифара; духовые – сиринкс (флейта Пана) и авлос (инструмент, напоминающий гобой).

В V веке до н.э. родилась афинская трагедия. Это был своего рода патриотический отклик на греко-персидскую войну. В ее основе лежали высокие идеи гуманизма и любви к родине. Родоначальник трагедии – поэт Фре них из Метилены. Сочиненные им мелодии пользовались большой популярностью в народе. Героями трагедии были, как правило, люди сильные духом, преданные своей родине. Музыка в них занимала значительное место: герои пели под инструментальное сопровождение. Трагедии писали Эсхил, Софокл, Аристотель, Еврипид.

Постановки трагедий рассматривались как общественные празднества и носили относительно широкий демократический характер: театр посещался всеми гражданами, которые получали для этого государственное пособие.

Трагические представления в V веке были итогом длительного развития искусства, связанного с культом Диониса.

Значение древнегреческой трагедии для последующих веков связано с ее эстетической сущностью в целом, с ее синтетическим характером и драматургической концепцией. Она стала своего рода образцом для музыкальной драмы эпохи Ренессанса, идеалом для реформ Глюка, ею вдохновлялись драматурги и композиторы различных времен.

К началу VI века до н.э. выдвинулось лирическое направление в музыкально-поэтическом искусстве Древней Греции. Само слово «лирика» ведет происхождение от лиры, игрой на которой поэты сопровождали пение своих стихов. К лирической поэзии тогда относились элегии, гимны, свадебные песни.

Важнейшая часть теории музыки «Учение о ладах», развивалась в Древней Греции в течение многих веков и была подытожена прославленным александрийским ученым Клавдием Птолемеем во II в. н.э.

В наше время музыковеды сделали вывод, что учение греков о человечности музыки, о ее познавательном и нравственно-воспита-тельном значении, о ее акустических, гармонических, ритмических закономерностях, о синтезе искусств и сами музыкально-теорети-ческие понятия и термины – «музыка», «мелодия», «гармония», «ритм» и другие – все это стало достоянием музыкальных культур многих стран и народов.

Рим. Жизнь Римской Империи была очень музыкальной. Музыкой обставлялись пышные зрелища, создавались огромные оркестры. Очень популярны были концерты музыкантов виртуозов. Сочинялась музыка кстихам Овидия, Горация, Катулла.

В Древнем Риме во II веке н.э. жил знаменитый греческий певецвиртуоз Мезомед, создатель прекрасных гимнов.

Византия возникла в IV веке н.э. в результате разделения Римской империи на Западную и Восточную. Она просуществовала более тысячи лет – до XV века.

Во время правления императора Юстиниана (VI век) Византия достигла наивысшего политического могущества, покорила и объединила огромные земли: Балканы, Малую Азию, Италию, Испанию, Северную Африку. Будучи рабовладельческой, а затем (с IX века) феодальной монархией, Византия вела захватнические войны и на Востоке, и на Западе.

Главной опорой на протяжении всего существования империи была православная церковь, объединенная с государством. Это единство светской и духовной власти способствовало широкому развитию светского искусства. Именно Византия стала преемницей античного наследия.

Профессиональное искусство играло большую роль в быту богатых византийцев при императорском дворце. Музыка составляла неотъемлемую часть придворного церемониала. Но, благодаря церковному главенству, она не была чисто светской, при дворе часто исполнялась духовная музыка.

Основные виды духовного культового пения византийская церковь унаследовала еще от раннего восточного христианства.

Простейшим видом, мало развитым в музыкальном и художественном плане, было молитвенное чтение нараспев, особенно распространенное среди монашества.

Более развитым, мелодически и эмонационально, было псалмодическое пение.

Самым инонационально богатым и жизненным видом церковного пения являлись тропари, с Х века именуемые стихирами. Это музыкально-поэтическая импровизация на библейские сюжеты. Они исполнялись между основными молитвами и псалмами, образуя вместе с ними общую композицию. Тропари сочинялись в народных ладах и по мелодическому складу были близки народной музыке.

Мирская песенность народного происхождения все сильнее проникала в церкви Византии и в VI-VII веках достигла высокого расцвета в творчестве выдающихся мастеров мелодов. Их любимым жанром стала хвалебная песнь – гимн. В этом жанре сочиняли еще в Древней Греции, Китае, Вавилоне. Основываясь на древнем опыте, поэты гимнотворцы Бардезан, Ефрем Сирин и другие создали песенную школу. Последователем Ефрема Сирина был знаменитый лирический поэт и мелод из Бейрута Роман Сладко – певец (конец V – начало VI века). Гимнические произведения, созданные Романом Сладкопевцем, назывались кондаками. По образному содержанию это были лирико-философские поэмы.

В VII веке Андреем Критским создается новый гимнический жанр канон. Каноном в Византии называлась сложная гимническая композиция, состоящая, как и кондак, из нескольких частей.

Строфы канона объединялись в песни, которых было от 2 до 9. Части его были посвящены различным религиозным легендам, в отличие от единой тематики кондака. В мелодическом плане каноны иногда уступали кондакам, по своему складу они зачастую приближаются к речитативу.

Постепенно одноголосные гимны приобретают новые черты: появляются иногда выдержанные басы, вокруг основной мелодии возникают сопровождающие голоса. В этот период творил важнейший гимнист Иоанн Дамаскин (700-760 гг.). Он был не только высокоталантливым, вдохновенным поэтом и певцоммелодом, но и одним из наиболее авторитетных музыкальных теоретиков. Подытожив и обобщив практику гимнотворчества, Иоанн Дамаскин оставил после себя знаменитый «Октоих» – свод гимнов.

Вскоре после Иоанна Дамаскина начинается упадок профессионального музыкального искусства.

Из Византии в Европу пришло гимническое пение, орган, некоторые другие виды инструментальной музыки. Однако, вместе с профессиональным новаторством, Византия старалась уничтожить национальную самобытность порабощенных народов и насадить свою культуру.