Роль детей в народной культуре
Издавна человек верил в возможность, и, что самое важное – в необходимость влиять своими действиями на природу. Люди не могли научно объяснить сужествование дождя, грома, молнии, ветра, огня, и т.д., поэтому за каждое природное явление отвечало какое-то божество. Так появилось язычество – вера в большое количество богов.
На протяжении длительного времени наши предки вводили молодежь в систему праздников и обрядов, потому, что в русском сознании каждому времени года соответствовали свои возрастные традиции.
Начало года всегда ассоциировалось с детством, поэтому роль детей в русских крестьянских обрядах была огромной, для чего существовал целый цикл праздников, которые не могли обходиться без их обязательного участия. Ярким примером в данном случае может послужить народный календарь. Колядовать обязательно ходили дети, т.к. действие проходило в начале года, когда родился младенец Иисус Христос, а по ранним языческим представлениям – родилось солнце, Коляда, которое тоже ассоциировалось с ребёнком.
Обряд закликания весны на Сороки (22 марта) никогда не обходился без детского присутствия. Мальчики и девочки выходили на пригорки с ритуальным печеньем в виде птичек, которых называли «жаворонки», и с помощью специальных песен помогали природе преодолеть влияние зимы, пробудиться для дальнейшей жизни, и в последствии дать необходимый для существования человека урожай.
Вместе с нарастанием года менялся и возрастной контингент обязательных участников. Весной, ближе к лету, когда земля пробуждалась от зимней спячки и была готова продемонстрировать свою плодородную силу, главными действующими лицами большинства обрядов становились девушки и юноши, которые своей силой и молодостью могли повлиять на природу.
Ближе к осени в традиционных обрядах на передний план выходили более зрелые участники, а к концу – стрики.
Крестьянские семьи старались с ранних лет приобщить ребенка к работе. Деревенские ребятишки многое умели: покормить и подоить корову, постричь овец, вскопать и засадить огород, скосить траву, постирать, погладить белье, истопить избу.
Исследователи отмечали, что русские крестьянские дети только по дому были заняты в 85 видах работы. И это не считая общего труда в поле, огороде, саду, к которому они приучались с 5-6 лет. Было подмечено, что взрослые не очень и нуждались в помощи детей, могли обойтись без нее. Однако они сознательно привлекали ребят к труду, хорошо понимая его воспитывающую роль.
Раньше, когда девочка на свет появлялась, ей прялку маленькую дарили, потом побольше. Сначала она играла с прялкой, а уже к десяти годам получала задание: ниток напряди, а позже и половики сотки. Мальчику вручали маленький топорик и какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. И с детства ухаживать за скотом приучали.
Таким образом, у детей всегда были свои функции и обязанности. Мальчик не умеющий играть на духовых народных инструментах, изготавливать их, никогда не смог бы стать пастухом, который в летнее время находился на обеспечении селян, а девочка, не умеющая изготовить себе одежду считалась неумехой, и не могла впоследствии выйти замуж.
Также ни один свадебный обряд не мог обойтись без участия младших сестер и братьев, где каждому находилось место и собственная значительная и необходимая роль в обряде.
В наше время патриотическое воспитание мальчиков в большинстве своём сводится к военной тематике, что тоже очень важно, но не каждый знает, что мораль воина, защитника для русского ополчения издавна начиналась для ребёнка с ощущения себя, как члена конкретного общества при участии в ритуальных кулачных боях, например, на Масленицу. А эстетический вкус молодой девочки, начинал формироваться на посиделках, на которых демонстрировались умения рукодельничать, петь плясать.
Какою песня быть должна?
Об этом спорят очень много,
Но настоящая, она
Сама найдёт к сердцам дорогу!
И никому не заглушить
Её последним криком моды...
Коль песня - часть твоей души,
Она пройдёт с тобой сквозь годы!
(Ю.Погорельский).
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание