Роль искусства в развитии личности
Общество, как и каждый человек, может быть и благополучным и неблагополучным. Это зависит не только от материального состояния людей, но также и от уровня нравственности, от уровня взаимоотношений между людьми, от уровня культуры.
Культура в самом широком смысле слова есть не что иное, как процесс, в котором человек ищет смысл своего существования и изменяет себя и мир.
Равнодушие к духовному, этическому прогрессу породило пренебрежение к искусству, той единственной области человеческой деятельности, которая призвана формировать людей духовно и нравственно.
Во все времена жизни человечества роль искусства была, есть и будет в том, чтобы неизменно отражать жизнь в прекрасных формах, совершенствовать ее, обращать души людей к истине, добру и красоте. В формах искусства каждая эпоха находит свое отражение, завершение и осознает себя.
Передать другим свое видение мира, понять жизнь как стремление к прекрасному, как неприятие зла и стремление освободиться от него и освободить других – вот начало, без которого искусство не искусство, и художник не художник.
Как бы ни менялись вкусы и пристрастия, взгляды и убеждения, истина остается нетленной и рано или поздно неизбежно воссияет во всем своем величии. Классическое искусство, одухотворенное верой в совершенство мира и высокое призвание человека, стремилось возродить это утраченное совершенство, очищая души людей.
Высокие моральные и эстетические ценности человечество создавало и хранило в этой сложной, противоречивой, но необходимой области духовной жизни – искусстве.
Искусство пронизывает все области жизни, оно неразрывно связано с наукой, трудом и воспитанием. Эстетическое воспитание – это не информативная мера, добавленная к образованию, а самообразование, действие, развивающее чувства человека и его творческие способности. Эстетическая и нравственная неразвитость людей одновременно и причина, и следствие непонимания важности и места искусства в жизни общества. Надо всем научиться понимать различие между искусством и антиискусством. Для этого необходима духовная культура и четкие нравственные критерии. Антиискусство агрессивно, оно постоянно принимает все новые формы и образы всесильной моды. Оно подделывается под невзыскательные вкусы, называя это «современным», имитирует подлинное творчество, натягивает маску глубокомыслия и ложь выдает за правду. А имитация и подделка всегда воспринимаются легко.
Человек, с детства не приученный мыслить образно, не владеющий основами понимания искусства, самостоятельно в этом разобраться не сможет.
Потребность в искусстве – постоянное свойство человеческой души. Неподготовленность людей к самостоятельному мышлению, неразвитость, невнимание и непонимание искусства стали причиной и следствием отхода людей от подлинной культуры, от нравственности.
Познание в искусстве – плод взаимодействия знания и фантазии, они не отрицают друг друга, а соединяются в высшем синтезе художественной правды... Ничто иное не может так воздействовать на душу, как образ. Разбудив фантазию, затронув сердце, заставив размышлять, искусство очищает и возвеличивает человека.
В силу этого особое значение приобретает школьная программа обучения искусству.
Для того чтобы воспитать гармонично развитого человека, необходимо и гармоничное содержание образования.
Достичь этого можно, предоставив искусству достойную роль в образовательном процессе. Искусство способствует воспитанию подлинно творческого мышления. Оно воспитывает потребность в труде, учит находить радость в полезной и красиво сделанной своими руками вещи.
Значение эстетического воспитания в школе было сформулировано еще в 1919 году крупнейшими специалистами, учеными и педагогами: «Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное воспитание, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда и науки» (М.А. Савицкий).
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание