logo
Зубарева Л

Камерная музыка

Вот звучит рояль... На улице январь, сумерки. Потрескивают дрова в камине. И так тепло и уютно. («Времена года» Чайковского).

И вдруг неожиданно задумчивость прерывает бойкая плясовая, кто-то промчался на тройке... («Масленица». Февраль).

А вот нежная, трогательная песня (Март «Песнь жаворонка»). И вот уже открыл навстречу солнцу свои белые или голубые лепестки подснежники (Апрель. «Подснежник»).

Легкая грусть, волнение, мимолетная радость и какая-то во всем прозрачность – это май («Белые ночи»).

И прекрасная, напевная мелодия «Баркаролы». Это июнь.

Июль – «Песня косаря».

Август – горячее рабочее время («Жатва»).

Сентябрь – «Осенняя песня». Выпал снег в ноябре. Нарядной и приветливой стала земля. Хорошо лететь на тройке по свежему снегу! Звенят колокольцы, «Натройке».

А в декабре уже «Святки» – старинный новогодний праздник, с ночным гаданием и ряжеными...

Двенадцать фортепианных пьес, ярких, неповторимых, подарил нам П.И. Чайковский великий певец русской природы, прекрасный мастер камерного искусства.

Итак, настала пора познакомиться с камерной музыкой, понять, что это такое, откуда взялось такое название – камерная. Родилось оно в XVI веке, в Италии. «Камера» в переводе с итальянского значит «комната».

В то время не было концертных залов, где люди могли послушать музыку. Тогда музыка звучала под открытым небом – на улицах, в садах, на полях и виноградниках. Все это были народные танцы и песни. Кроме того, музыку слушали и в церкви.

Среди церковных музыкантов были талантливые композиторы (композитор по латыни «составитель» – так в XIV веке в Италии называли сочинителей музыки). Некоторые композиторы стали сочинять песни, чтобы исполнять их не в церкви, а дома. Любители музыки собирались, чтобы послушать певцов, исполнителей. Музыку, которую слушали на этих вечерах, называли комнатной, домашней – камерной.

Вы часто слышите камерную музыку в исполнении рояля, на скрипке.

Соната «Апассионата» Бетховена предназначена для исполнения на рояле, у Бетховена есть и соната для скрипки.

«Крейцерова соната» – о ней много знают из рассказа Л.Н. Толстого.

Камерные сочинения великих композиторов прошлого – Чайковского, Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Грига, Глинки, Мусоргского, Рахманинова – сочинения простые и сложные, малые и крупные, вокальные и инструментальные, открывают нам широкий и бесконечно глубокий мир чувств, мыслей, впечатлений.