Ударные инструменты
Десятки тысяч лет назад человек взял два камня и стал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент.
Ударные инструменты гораздо старше духовых: считается, что вначале возник ритм, а потом – мелодия.
При раскопках в селе Мезин под Черниговым были обнаружены ударные инструменты уже довольно сложной формы. Сейчас ударные составляют большую группу.
Они делятся на инструменты с определенной и неопределенной высотой звука. Например, барабан, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты с точки зрения физики издают шум, а не музыкальный звук. А литавры, гонг, ксилофон имеют определенную высоту тона.
Некоторые считают, что играть на барабане просто. Но в отдельных произведениях, к примеру, «Болеро» французского композитора Равеля, барабану отведена ведущая роль. Музыкант во время исполнения должен выдержать один темп, хотя мелодия постепенно обогащается вступлением новых инструментов, и хочется немного ускорить темп, момент кульминации.
В состав современного симфонического оркестра входят обычно два барабана – большой и малый. А ударная установка в джазовом оркестре, вокально-инструментальном ансамбле содержит еще до семи тамтамов. Это тоже барабаны, только корпус у них имеет вид удлиненного цилиндра.
В ударную установку нередко входят бонги – это два маленьких барабана, один чуть больше другого.
В симфоническом оркестре, кроме барабанов, есть еще литавры. Устроены они сложнее барабанов, форма металлического корпуса напоминает котел. Размеры этого котла в сочетании с материалом, из которого он сделан, позволяют добиться звука определенной высоты.
Ксилофон – в переводе с греческого «звучащее дерево». На Дальнем Востоке, в Низовьях Амура, живут нивхи – небольшая народность. По праздникам они валят сухое дерево, обрубают сучья, устанавливают ствол на козлы и стучат по нему палками. Получается подобие какой-то мелодии, потому что ствол в разных частях издает различные по высоте звуки. Чтобы получить из дерева звукоряд, нужно его специально обработать. Из клена, ели, ореха или палисандра выпиливают брусочки разной величины, размеры подбирают так, чтобы каждый брусочек издавал при ударе звук строго определенной высоты, и скрепляют шнурами. Это и есть ксилофон.
Разновидность ксилофона – маримба. Это те же деревянные брусочки, но в маримбе они снабжены металлическими резонаторами в виде трубок, которые располагаются под брусочками. Звучание маримбы более мягкое, не такое щелкающее и резкое, как у ксилофона.
Маримба родом из Африки, там она бытует и сейчас. Только африканская маримба, используемая в народной музыке, имеет не металлические резонаторы, а тыквенные.
К так называемым «звучащим» ударным относится челеста, изобретенная в 1886 году французским музыкальным мастером Огюстом Мустелем. Внешне челеста – это небольшое пианино. Клавиатура тоже фортепианная, и молоточковая система в основе такая же. Но в челесте вместо струн звучат металлические пластинки, вделанные в деревянные резонаторы.
В симфоническом оркестре композиторы иногда используют колокола. Когда-то в оркестр вводились настоящие литые колокола. Но это слишком дорого и неудобно. Поэтому колокола традиционной формы заменены упрощенным вариантом: теперь это набор металлических труб разной длины, подвешенных в специальной раме. Замена, конечно, получилась не равноценной, зато удобной.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание