logo
Зубарева Л

Ударные инструменты

Десятки тысяч лет назад человек взял два камня и стал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент.

Ударные инструменты гораздо старше духовых: считается, что вначале возник ритм, а потом – мелодия.

При раскопках в селе Мезин под Черниговым были обнаружены ударные инструменты уже довольно сложной формы. Сейчас ударные составляют большую группу.

Они делятся на инструменты с определенной и неопределенной высотой звука. Например, барабан, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты с точки зрения физики издают шум, а не музыкальный звук. А литавры, гонг, ксилофон имеют определенную высоту тона.

Некоторые считают, что играть на барабане просто. Но в отдельных произведениях, к примеру, «Болеро» французского композитора Равеля, барабану отведена ведущая роль. Музыкант во время исполнения должен выдержать один темп, хотя мелодия постепенно обогащается вступлением новых инструментов, и хочется немного ускорить темп, момент кульминации.

В состав современного симфонического оркестра входят обычно два барабана – большой и малый. А ударная установка в джазовом оркестре, вокально-инструментальном ансамбле содержит еще до семи тамтамов. Это тоже барабаны, только корпус у них имеет вид удлиненного цилиндра.

В ударную установку нередко входят бонги – это два маленьких барабана, один чуть больше другого.

В симфоническом оркестре, кроме барабанов, есть еще литавры. Устроены они сложнее барабанов, форма металлического корпуса напоминает котел. Размеры этого котла в сочетании с материалом, из которого он сделан, позволяют добиться звука определенной высоты.

Ксилофон – в переводе с греческого «звучащее дерево». На Дальнем Востоке, в Низовьях Амура, живут нивхи – небольшая народность. По праздникам они валят сухое дерево, обрубают сучья, устанавливают ствол на козлы и стучат по нему палками. Получается подобие какой-то мелодии, потому что ствол в разных частях издает различные по высоте звуки. Чтобы получить из дерева звукоряд, нужно его специально обработать. Из клена, ели, ореха или палисандра выпиливают брусочки разной величины, размеры подбирают так, чтобы каждый брусочек издавал при ударе звук строго определенной высоты, и скрепляют шнурами. Это и есть ксилофон.

Разновидность ксилофона – маримба. Это те же деревянные брусочки, но в маримбе они снабжены металлическими резонаторами в виде трубок, которые располагаются под брусочками. Звучание маримбы более мягкое, не такое щелкающее и резкое, как у ксилофона.

Маримба родом из Африки, там она бытует и сейчас. Только африканская маримба, используемая в народной музыке, имеет не металлические резонаторы, а тыквенные.

К так называемым «звучащим» ударным относится челеста, изобретенная в 1886 году французским музыкальным мастером Огюстом Мустелем. Внешне челеста – это небольшое пианино. Клавиатура тоже фортепианная, и молоточковая система в основе такая же. Но в челесте вместо струн звучат металлические пластинки, вделанные в деревянные резонаторы.

В симфоническом оркестре композиторы иногда используют колокола. Когда-то в оркестр вводились настоящие литые колокола. Но это слишком дорого и неудобно. Поэтому колокола традиционной формы заменены упрощенным вариантом: теперь это набор металлических труб разной длины, подвешенных в специальной раме. Замена, конечно, получилась не равноценной, зато удобной.