Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
До середины XVII века на Руси не существовало четкого водораздела между фольклором и искусством, обслуживавшим эстетические запросы высших классов феодального общества. Одни и те же песни мог петь в часы досуга и смерд (крестьянин-землепашец), и княжеский дружинник. Некоторые обряды, коренящиеся в народных верованиях и представлениях дохристианского периода, сохранялись в среде феодальной знати, а вместе с ними продолжали жить и соответствующие песенные жанры. Гонимые и проклинаемые церковью скоморохи нередко находили приют и поддержку у богатых и влиятельных людей, которых они должны были развлекать своим искусством за предоставленный им кров и питание, а иногда и денежную плату.
По-видимому, уже в Киевской Руси наряду с бродячими скоморохами, увеселявшими простой люд во время народных празднеств и гуляний, образуется слой скоморохов «служилых».
Насколько сильна была любовь к пению, пляскам и игре на музыкальных инструментах во всех слоях древнерусского общества, не исключая даже духовенство.
Высокого развития в эпоху Киевской Руси достигает искусство княжеских певцов, воспевающих подвиги князей и их дружины.
В отличие от скоморохов, эти певцы были людьми почитаемыми, пользовавшимися признанием светских и духовных властей.
Звуками музыкальных инструментов сопровождались широко распространенные в Киевской Руси публичные церемонии. На древнерусских книжных миниатюрах встречаются изображения музыкальных инструментов: труб, зурны, бубна, крыльевидные и шлемовидные или треугольные гусли, средневековый предшественник скрипки – финдель, широко распространенный в ряде европейских стран, гудок, орган.
Неотъемлемым атрибутом общественной жизни Древней Руси являлись колокола, которые оповещали о начале богослужения и созывали паству в храм. Вместе с тем колокола выполняли гражданские функции. Предупреждения о грозящей опасности, будь то стихийное бедствие – пожар, наводнение – или приближение врага. Колокол созывал людей на вече для решения государственных вопросов. Большой вечевой колокол вольного Новгорода стал символом его свободы и независимости.
Первое упоминание о колоколах мы находим в Новгородской летописи под 1066 годом. Но пока существовал только один колокол, не было возможности говорить о «музыке колоколов». С конца XIV века начали строить «звонницы» – деревянные щиты под навесом, к которым прикрепляли наборы колоколов разного размера и, соответственно, различной высоты и силы звучания. Еще позже колокольни стали архитектурной частью самой церкви. Располагая набором колоколов, можно было извлекать из них своеобразную музыку, отличающуюся тембровым богатством и ритмической затейливостью.
Колокольный звон известен во многих странах Востока и Запада, но русские колокола обладают некоторыми характерными особенностями. Они не обладают точно акустически выверенной настройкой, поэтому на них нельзя исполнять произведения с отчетливым мелодическим рисунком, как, например, на карийоне, искусство которого достигло высокого развития в некоторых западноевропейских странах уже в средние века. Но зато нигде кроме России не изготавливались такие большие, массивные колокола с густым и мощным, далеко разносящимся звуком.
Важнейшую роль в русских колокольных звонах играло искусство регистровки – соединения размеренных гулких ударов большого «басового» колокола с более подвижным ритмом колоколов среднего и высокого регистра. Опытные умелые мастера достигали подлинно виртуозного владения этой сложной полиритмией, расцвечивая ее прихотливой игрой тембровых красок.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание