От гармоники до баяна
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый, деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Это «Василий Теркин» Твардовского. А сколько еще стихов, да и песен, и шуточных, и лирических, посвящено гармонике.
Изобретатель ручной гармоники – Фридрих Бушман. Она была изобретена в 1822 году. Отец Фридриха был музыкальным мастером и музыкантом, поэтому с раннего детства приобщал сына к своему ремеслу.
В 1822 году Фридрих, живя в Берлине, работал настройщиком органов и фортепиано. Для облегчения настройки музыкальных инструментов он сделал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда в коробочку вдували воздух, язычок звучал, издавая звук определенной высоты. Несколько таких коробочек, звучащих на разной высоте, упрощали настройку. Совершенствуя это приспособление, Бушман вделывает каждый язычок в отдельный мех. Теперь не надо было дуть растянутый мех, сжимаясь, подавал воздух на язычок. Затем Фридрих встраивает все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснащает их клапанами. Так, облегчая себе труд, семнадцатилетний мастер изобрел самостоятельный музыкальный инструмент.
Венский органный мастер Кирилл Демиан усовершенствует этот инструмент и называет его аккордеон. На нем можно было играть очень простые мелодии и только в одной тональности. В отличие от современного аккордеона на инструменте Демиана вместо современной клавиатуры были кнопки.
В Россию, прародительницу современного баяна, гармошку привезли купцы. Из заморского сувенира очень скоро она превратилась в народный инструмент. Этим она обязана любознательности тульского оружейника Ивана Сизова, который в 1830 году купил инструмент на ярмарке в Нижнем Новгороде и сам сделал такую же. Сразу, в Туле – городе умельцев, стали открываться сначала мастерские, а затем фабрики по производству гармоник. И вот уже во многих городах возникают свои фабрики, причем в каждой области гармонику переиначивали на свой лад, подлаживая под свои напевы.
Вернемся немного назад. Итак, Демиан назвал свой инструмент аккордеоном. На западе и клавишные, и кнопочные инструменты называются аккордеонами. В России же к ним относят только инструменты с фортепианной клавиатурой для правой руки. А сделан он был Ельце. Елецкую гармонику называли рояльной, за схожесть правой клавиатуры с роялем.
Пытаясь усовершенствовать гармонику, мастера создавали новые модели, например, гармоника Николая Ивановича Белобородова. И все же гармошка была далека от совершенства. В 1907 году Петр Егорович Стерлигов создает инструмент, имевший для правой руки больше четырех октав по двенадцати звуков, а в левой – басы и аккорды всех тональностей.
В честь древнерусского певца-сказителя его назвали баяном.
У баяна и аккордеона есть близкие родственники. Одновременно с ручной гармошкой появилась фисгармония. Клавиатура располагалась горизонтально, и играли на ней, как на фортепиано сидя.
Губная гармошка собственно, она была преобразована в ручную гармонику – довольно простой музыкальный инструмент. Все эти инструменты – гармошка, баян, аккордеон, фисгармония, губная гармоника – объединяются в один знаменитый род.
Гитара
Свое происхождение гитара берет из глубокой древности. Когда именно она появилась, неизвестно, но в XIII веке ее широко использовали в Испании. Некоторые музыковеды и инструменталисты считают, что возникновение гитары относится еще к античным временам. Но достоверно то, что она была, когда не было ни фортепиано, ни скрипки.
Несмотря на древность и широкое использование, у гитары, на пути ее развития, были конкуренты. В XIV веке в Европе появляется лютня. Она оттесняет гитару, в силу своего репертуара и развитых приемов игры. Потом еще одна соперница – ручная виуэла. Но, будучи очень похожей, на гитару, она возрождает к ней интерес.
К началу XIX века появляется шестиструнная гитара, которую сейчас считают классической. В это время композиторы пишут музыку специально для гитары. Знаменитый скрипач и композитор Николо Паганини не только сочинял пьесы для гитары, но и блестяще на ней играл.
Итальянский композитор Мауро Джулиани писал музыку только для гитары и своим творчеством доказал, что она (гитара) способна исполнять виртуозные, сложные произведения.
Новые серьезные конкуренты – скрипка и фортепиано – снова отодвигают гитару на второй план. В середине XIX века отношение к ней любителей музыки меняется. Все реже звучит гитара в концертных залах, уходя все более в быт.
Не изменилось отношение к ней только в Испании. В 20-х годах нашего столетия в России многие считали гитару мещанским инструментом. В это время на гастроли приехал знаменитый испанский гитарист Андрес Сиговия. Его приезд был встречен недоуменно: как мещанский инструмент может звучать в концертном зале консерватории. После концерта Анатолий Васильевич Луначарский писал: «Трудно представить себе такое полное преодоление границ инструмента и притом не путем искусственного форсирования его, а путем необычайного умения извлечь из него все таящиеся в нем и до сих пор неизвестные возможности...».
Вместе с русским романсом появляется семиструнная гитара, на которой проще и удобнее аккомпанировать. Но кроме аккомпанемента, на ней исполняют сольные произведения. Невозможно представить без гитары песни и танцы цыган.
В Южной Испании существует особый вид народного искусства фламенко. Это и песня, и танец, и музыкальный аккомпанемент. Гитара – практически единственный инструмент фламенко. Фламенкисты чаще всего самоучки, но их игра поражает своей виртуозностью и красотой импровизации.
Своеобразна и неповторима гавайская гитара. Необычайность звучания придают ей металлические струны и медиаторы, которыми гитарист защипывает струны правой рукой, водя металлической пластиной по струнам левой.
Постепенно гитара снова вернулась на концертную сцену и зазвучала в руках больших мастеров, которые подняли ее на небывалую высоту.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание