logo search
Зубарева Л

Струнные смычковые инструменты

Смычковые инструменты были известны очень давно, но они значительно моложе щипковых. Считается, что родина их Индия, а время рождения – первые века нашей эры. В Древней Греции смычка еще не знали.

Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Африки, а оттуда в VIII веке пришли в Европу. Было несколько разновидностей смычковых. Постепенно они отошли в прошлое, но дали жизнь виоле и скрипке.

Виолы появились раньше скрипок. Делались они разных размеров, и держали их во время игры по-разному – между колен или на колене. Некоторые виды виол становились на скамеечку, играли на них стоя. Но была виола, которую держали на плече, как скрипку.

Голос у виолы мягкий, как бы приглушенный, слабее, чем у скрипки. Виолы были инструментами аристократическими, а скрипки долго после своего рождения бытовали только в народе. Появились скрипки в 1516 вв. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Один из древних мастеров – основатель кремонской школы Андреа Амати. Им была воплощена основная идея скрипки: ее звучание должно быть наиболее приближено к голосу человека. Скрипка должна была уметь выражать любые человеческие чувства. Другой знаменитый мастер Атонио Страдивари жил и работал на целый век позже Андреа Амати. И этот век был для скрипки очень нелегкий. Ее считали ярмарочным, трактирным инструментом. Более привычными были виолы, они и царствовали в смычковой музыке. Но скрипичная музыка была настолько искусна и выразительна, что виолы мало-помалу уступили ей место и исчезли.

Альт. Несмотря на свою похожесть, на скрипку, только немного больших размеров, альт имеет свой тембр. История его драматична. Корпус альта должен быть около 46 сантиметров в длину, соответственно увеличивается длина грифа. Чтобы играть на таком инструменте, нужно иметь длинные, сильные, чуткие пальцы, что встречается не часто. Прошло немало времени, альт претерпевал различные изменения, пока занял место равноправного музыкального инструмента. Но все же он не так популярен, как скрипка или виолончель. Хотя он полноправный участник симфонического и камерного оркестров, сольные концерты альтистов устраиваются не часто.

Следующий инструмент этого семейства – виолончель. У нее совершенно особенный тембр звучания и свой характер. Когда нужно выразить скорбь, печаль, грусть, отчаяние, виолончель глубоко передает эти чувства. Виолончели делали уже первые скрипичные мастера Бертолотти, Маджини, Амати. Но, как и скрипку, довел виолончель до совершенства Антонио Страдивари.

Как и альт, виолончель не сразу заняла в музыке видное место. Ей долго поручали только сопровождение, где она лишь дублировала партии других инструментов. Но необыкновенные качества ее были, наконец замечены, большие музыканты совершенствовали приемы игры, композиторы стали поручать ей отдельные партии в оркестре, а затем признали ее и солирующим инструментом.

Семейство скрипичных завершает контрабас. О его форме нужно сказать особо. Попробуйте мысленно увеличить скрипку до размеров контрабаса – совпадения не получится. У контрабаса покатые плечи те части корпуса, которые прилегают к шейке.

Есть у этого инструмента так называемый контрабасовый гул, которым сопровождается его звучание. Но, несмотря на это, контрабас в оркестре незаменим – только у него из всех инструментов низкого регистра такой густой и плотный звук.

Все инструменты семейства скрипичных в разное время вводились в джазовые оркестры и ансамбли, но только контрабас прочно обосновался в них.