Зелёные святки
Так исследователи называют Троицкий цикл календарной обрядности у Русских, который знаменует собой окончание весны и начало лета. Троица – праздник распустившейся зелени, цветов, травы, празднуется на седьмое воскресенье после Пасхи, является одним из самых почитаемых праздников в годовом круге.
Начинается весь цикл с Семика – четверга перед Троицей.
Девушки жарили на костре яичницу, плели венки. Всё это сопровождались специальными Троицкими песнями.
Вселистенный мой венок,
Э, ой, лё-ли, мой венок.
Вселиственный, дорогой,
Э, ой, лё-ли, дорогой.
С золотом завитой,
Э, ой, лё-ли, завитой.
Куда венок положить?
Положу я венок в тереме,
В тереме, в кровать,
У батюшки в головах... и т.д.
(с. Иловка, Алексеевского р-на, Белгородской области).
Готовые венки бросали в воду и по их поведению, узнавали судьбу: к какому берегу, он пристанет – оттуда и ждать жениха, если венок останется на месте, то девушка не выйдет в этом году замуж, а если венок утонет, то его хозяйку ждут неприятности и несчастья.
Девушки в Троицке – семицком цикле были основными действующими лицами и исполнителями обрядов. Они гуляли отдельно от парней: заранее, тайно выбирали в лесу красивую круглую полянку, очищали её от пней и сломанных веток, огораживали, и приходили туда с едой и сырыми яйцами для приготовления обязательного ритуального блюда – яичницы и кумления.
Во время обряда каждая девушка выбирала из числа присутствующих самую лучшую подругу, целовалась с нею через веночек, под специальные песни, после чего они становились друг другу ближе, чем сестры.
Кукушечки – любушечки
Принимайте меня во зелёный сад.
Кумитеся, любитеся,
Принимайте меня во зелёный сад.
(с. Фощеватое, Волоконовского р-на, Белгородской области)
Во многих районах России, и в Белгородской области на Семик девушки изготавливали маленькую куколку – кукушку. Её делали в основном из подручного природного материала (листьев, веточек). Её сажали на украшенную лентами, бусами и яркими лоскутками ткани ветку, или молодое деревце берёзы и с песнями носили по селу.
Но и кукушку делали не всегда, и тогда её функции переносились на саму украшенную веточку берёзы, которую в западных районах Белгородской области могли называть «репей». После традиционного обхода села с берёзкой её чаще всего топили в реке.
Также на Троицу было принято величать молодожёнов в традиционных хороводах под специальные песни.
Да у нас во лугу, во зелёном лугу,
Вырастала трава шёлковая,
Расцвели цветы лазоревые,
Пошли духи малиновые.
Как во тех лугах я выкормлю коня,
Я выкормлю, я выпою,
Поведу коня я к батюшке,... и т.д.
(с. Афанасьевка, Алексеевского р-на, Белгородской области).
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание