Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
Н.А. Римский-Корсаков был самым младшим из членов Могучей кучки. Его творчество олицетворяло самобытную красоту русского национального искусства. Он по-настоящему любил русскую историю, культуру. Особенно его привлекали древние народные поверья, обряды, легенды, былины, сказки.
Он говорил: «В сущности, мой род – это сказка, былина и непременно русские.
Родился Николай Андреевич 6 марта 1844 года в Тихвине, Новгородской губернии. Семья, в которой мальчик рос, была музыкальной. В шесть лет родители начали обучать сына музыке. К 11-12 годам он начал делать значительные успехи, появилась потребность сочинять. Первым сочинением был дуэт, написанный в подражание песне Вани из оперы Глинки «Иван Сусанин».
Но музыка была не единственным увлечением мальчика. Он мечтал стать моряком, когда читал письма от старшего брата, морского офицера, который служил на шхуне «Восток» и совершал кругосветное плавание. В ответных письмах мальчик засыпал брата вопросами по морскому делу. Он не мог дождаться, когда поедет в Петербург – поступать в морской кадетский корпус. В 1856 году его мечта осуществилась. Во время учебы Римский-Корсаков посещал в театр. Неизгладимое впечатление произвели на него оперы, особенно Глинки. Его ошеломила красота этой музыки. Все свободное время Николай Андреевич стал проводить у фортепиано, разучивая услышанные произведения. Чем больше он играл, тем печальней и замкнутей становился.
Когда Римскому-Корсакову исполнилось шестнадцать лет, старший брат решил пригласить к нему хорошего учителя музыки, чтобы преодолеть уныние и замкнутость. Так Николай Андреевич встретился с хорошим человеком, великолепным музыкантом Канилле. С ним Римский-Корсаков разбирал произведения музыкальной классики. Учитель поддерживал стремление юноши к серьезному искусству, одобрял его большую любовь к Глинке.
Вскоре на занятия с Канилле Николай Андреевич стал приносить свои сочинения: вариации, ноктюрны. Одержимый музыкой, он начал работать над симфонией.
В 1861 году Канилле знакомит своего талантливого ученика с Балакиревым. «Если Балакирев полюбил меня, как сына и ученика, то я был просто влюблен в него. Талант его в моих глазах превосходил всякую границу возможного, а каждое его слово и суждение были для меня безусловной истиной... С каким восхищением я присутствовал при настоящих деловых разговорах об инструментовке, голосоведении и т.п. Сверх этого, сколько разговоров о текущих музыкальных делах. Я сразу погрузился в какой-то новый, неведомый мне мир, очутившись среди настоящих, талантливых музыкантов, о которых я прежде только слышал, вращаясь между дилетантами-товарищами. Это было действительно сильное впечатление».
Под руководством Балакирева Римский-Корсаков приступает к сочинению Первой симфонии. Но вскоре работу пришлось прекратить, потому что в Морском корпусе приближались выпускные экзамены. Диплом об окончании корпуса выдавали только после практики во время кругосветного плавания. Предстояли три долгих года разлуки.
Весной 1865 года клипер «Алмаз» возвратился к берегам России. Римский-Корсаков начал работать в Морском ведомстве в Петербурге.
Продолжая посещать балакиревский кружок, Николай Андреевич знакомится там с молодым профессором химии Александром Порфирьевичем Бородиным.
Общение с музыкальными друзьями вызвало творческий подъем и через два месяца была завершена Первая симфония. Ее премьера состоялась в Бесплатной музыкальной школе, оркестром управлял Балакирев. Симфония была восторженно принята публикой.
Вслед за Первой симфонией Римский-Корсаков создает ряд симфонических произведений. Среди них симфоническая картина «Эпизод из Новгородской былины о Садко» и программная симфония – сюита «Антар».
О симфонической картине «Садко» русский критик и композитор Серов писал: «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн – это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя выразить ничего подобного...».
Это произведение принадлежит таланту громадному, умеющему живописать при помощи музыки.
В 1868 году композитор приступил к сочинению оперы «Псковитянка». Премьера ее состоялась 1873 году в Марьиинском театре. Спектакль прошел с большим успехом.
Завершение «Псковитянки» совпало с женитьбой композитора на талантливой пианистке, участнице музыкальных вечеров балакиревского кружка Надежде Николаевне Пургольд. Всю жизнь она была преданным данным другом и надежным помощником.
В 1871 году Римский-Корсаков вступает в число профессоров Петербургской консерватории. К середине 70-х годов он также принимает на себя директорство Бесплатной музыкальной школы.
В это же время Николай Андреевич работает над составлением двух песенных сборников. – Он серьезно увлекается изучением народной поэзии и обрядов, особенно поклонения солнцу, хранившем дух далекой языческой старины.
Одновременно с составлением сборников Римский-Корсаков принимает участие в редактировании оперных партитур Глинки.
Работая над сборниками и глинковскими партитурами, композитор совершенствуется и к концу 70-х годов пишет две оперы: «Майскую ночь» и «Снегурочку», причем «Майская ночь» была первой оперой, в которой отразилось увлечение Римского-Корсакова языческой стариной. Особенно это характерно для хоровых народных сцен, воспроизводящих весенние семицкие обряды, и встречается много украинских народных песен. Действие этой оперы переносит нас в Диканьку, где все цветет, ликует. На косах девушек венки и ленты. Когда с весенними песнями на поляны выходят парубки, начинается задорная игра: «А мы просо сеяли, сеяли».
Все вокруг веселятся, и только призраки умерших грустят в эту ночь: на берег озера выходят русалки и водят хороводы.
В 80-е годы композитор работает в основном над симфоническими произведениями. Это Симфониетта, Концерт для фортепиано с оркестром, испанское каприччио и «Шехерезада».
В конце 80-х годов была создана опера «Млада». В ней композитор рисует картину самой короткой ночи в году. Разгораются костры, чтобы согреть людей перед долгой зимней стужей. Завтра день начнет убывать, время повернет к осени. В последний вечер летнего солнцестояния нужно особыми обрядами ублажить не только уходящее солнце, но и божества подземного Огня.
Помимо работы над своими произведениями Римский-Корсаков совместно с Глазуновым завершает оперу «Князь Игорь» Бородина.
На рубеже 80-90х годов в творчестве композитора наступает кризис. На протяжении этих лет он не сочиняет новых произведений. Это было вызвано многими причинами.
В общественной и культурной жизни России произошли изменения: 80-е годы были ознаменованы реакцией.
Это отразилось и на искусстве. Возникло новое веяние, так называемое «чистое искусство», отстраняющееся от решения проблем реальной действительности. Молодые композиторы заботились лишь техническом совершенстве сочинений, забывая об идейной глубине содержания.
Римский-Корсаков остался верен своим идеалам и до конца своей жизни в творчестве был преемником Глинки.
В 1894 году композитор возобновляет свою творческую деятельность оперой «Ночь перед Рождеством». В последний творческий период композитор работает в оперном и романсовом жанрах.
В 1895-1896 годах Римский-Корсаков работает над оперой «Садко». В нее он переносит многие фрагменты из одноименной симфонической картины. После нее появляются оперы: «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», одноактные оперы «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога».
К середине 90-х годов композитор завязывает тесную дружбу с коллективом Московской частной оперы Мамонтова. В основу репертуара этого театра ложатся оперы Римского-Корсакова, и артисты становятся их яростными пропагандистами. Здесь пел Шаляпин в партиях царя Ивана, Сальери, Варяжского гостя; Н. Забела-Врубель, исполнявшая партии Волхвы, Марфы, Снегурочки. Ее искусство полностью сливалось с образами опер.
В 1901-1902 годах Римский-Корсаков работает над оперой «Кащей Бессмертный». Образ Кащея олицетворял деспотичную жестокость правящего класса, а образ Бури-богатыря – надвигающуюся революцию.
В опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» рассказывается о мужестве русских людей, их героической борьбе с завоевателями.
В 1905-1906 годах Петербургская консерватория была охвачена студенческими волнениями. Римский-Корсаков выступает на стороне бастующих, за что его увольняют из консерватории. Вслед за ним, в знак протеста, из Петербургской консерватории уходят Глазунов, Лядов и другие профессора.
Но в связи с ростом революционного движения в стране правительство было вынуждено пойти на уступки. Консерватория получила право избрания директора. Первым выборным директором стал Глазунов. Он немедленно от имени художественного совета приглашает Римского-Корсакова преподавать.
Последним творением композитора стала опера «Золотой петушок». Это острая сатирическая опера на сюжет сказки Пушкина.
За свою творческую жизнь Римский-Корсаков написал 15 опер, 3 кантаты, 7 оркестровых сюит, сделал обработки более 150 народных песен. Он сочинял музыку для хора, инструментальных ансамблей.
8 июня 1908 года композитор умер от сердечного приступа.
Опера «Садко» начинается музыкальным вступлением, изображающим «Океан-море». Спокойное, могучее дыхание морской стихии передает медленная мелодия виолончелей.
Первое действие начинается картиной пира новгородских купцов. Пестрота, гомон, заздравные чаши, веселые скоморошьи прибаутки.
На середину горницы выходит Садко. Широко, привольно звучит песня гусляра:
Кабы была у меня золота казна,
Кабы была дружинушка хоробрая,
Я не сидел бы сиднем в Ново-Городе,
Не стал бы жить по старине, по пошлине...
Открыватель новых земель, путешественник Садко звал искать широкие реки, покорять моря. Но сытые, богатые купцы стали высмеивать фантазии гусляра. Уже в начале оперы происходит столкновение двух разных миров: ленивые обыватели и талантливый певец Садко.
Вторая картина открывается оркестровым вступлением, которое переносит нас в сказочный, таинственный мир. Ильмень-озеро озарено зеленовато-голубым сиянием луны. По берегу идет Садко и поет печальную песню:
Ой, ты, темная дубравушка,
Отзовись, откликнися,
Сквозь туман слезу горючую
Я не вижу света белого...
Непонятый и высмеянный купцами Садко ушел к озеру.
В ответ на песню Садко раздаются звуки арфы. – На сияющую поверхность Ильмень – озера из камышей выплывает стая лебедей. Лебеди превращаются в юных девушек и выходят на берег. Одна из них Волхва – младшая дочь морского Царя. Ее заворожила песня Садко. Нежно струится музыка дуэта, – Волхва надевает венок из цветов на голову певца. С первого взгляда они полюбили друг – друга...
На прощание, под волшебные переливы оркестра Царевна дарит любимому златоперых рыбок, чтобы сбывались его мечты о далеком плавании.
Дружина Садко отправляется в далекий путь на кораблях во главе с «Соколом». Над водой льется песня:
Высота ль, высота поднебесная,
Глубина, глубина, Океан-море...
Двенадцать лет путешествует Садко. И вот однажды его корабль останавливается среди моря. Это пришло время встретиться певцу с Царевной моря.
На морском дне, куда погружается Садко, устраивают свадебный пир в честь певца и Волхвы. Заканчивается опера благополучным возвращением Садко и его дружины домой, в Новгород.
Симфоническая сюита «Шехерезада». Это поэма о море, созданная по мотивам сказок «Тысяча и одна ночь». Голос Шехерезады, которая рассказывает сказки шаху Шахриару, своему мужу, изображен узорчатой, нежной мелодией скрипки.
Юная царевна рассказывает о путешествии Синдбада, о неожиданных приключениях, которые подстерегали его в жизни.
В сюите четыре части – это четыре разных рассказа.
Первая часть рисует медленное дыхание волн, по которым скользит корабль. С его палубы слышна безмятежная восточная мелодия.
Вторая часть сюиты другая по характеру. Нет прежней безмятежности. В песне на палубе слышно беспокойное нетерпение. Предчувствие не обманывает путешественников. Корабль приближается к острову, на котором слышны сигналы тревоги. Охрана корабля отправляется на берег для выяснения обстановки.
Третья часть – это рассказ о встрече Синдбада с прекрасной царевной, появление которой сопровождает перестук маленьких барабанчиков.
В четвертой, последней части сюиты изображается городской праздник на улицах Багдада в честь Синдбада и его команды.
Но пора отправляться дальше. Море бушует, ревет. Корабль Синдбада разбивается о скалистый берег.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание