Оперное творчество
Оперное творчество занимает большое место в творчестве Чайковского. Он считал оперу самым демократичным жанром в музыке. «Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях – всего народа», – писал Чайковский.
«Евгений Онегин». В 1877 году Чайковский приступил к этому сочинению и назвал его не оперой, а лирическими сценами, так как считал, что во всякой опере должно совершаться стремительное развитие, единство сильных страстей. В сюжете « Евгений Онегин « этого не было.
В этой не совсем обычной опере развернутые монологи сменяются диалогами, между ними – картины повседневного труда действующих лиц. Но в этой спокойной обстановке будничной жизни назревают волнующие драматические события.
С первых звуков музыка вводит нас в быт ларинской усадьбы, в ней – теплота, умиротворенность.
У террасы старинного барского дома две пожилые женщины занимаются домашними делами. Они варят варенье. Из раскрытых окон доносятся звуки фортепиано. Это Ольга и Татьяна поют романсы:
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали...
Издалека доносятся голоса крестьян. Они идут поздравлять хозяйку с окончанием жатвы. Позже появляются гости – Ленский и Онегин. При первом же их появлении Чайковский выражает свое отношение к ним. В нескольких фразах тонко и точно передается главное в характеристике Ленского:
Прелестно здесь! Люблю я этот сад
Укромный и тенистый. В нем так уютно...
А музыкальный образ Онегина звучит холодно, высокомерно:
Мне кажется, бывает вам
Прескучно здесь, в глуши,
Хотя прелестной, но далекой.
Не думаю, что много
Развлечений дано вам было...
С этими словами он обращается к Татьяне.
Во второй картине перед нами комната Татьяны, за окнами ночь. На столе возле кровати горит свеча. Татьяна, взбудораженная появлением в своей жизни Онегина, просит няню рассказать о юности, но прерывает ее и остается одна. В душе девушки зреет протест против провинциальной жизни. Звучит музыка письма, сначала трепетная, печальная. Грустные, ниспадающие мелодии, короткие, торопливые фразы Татьяны:
Зачем, зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селения
Я никогда б не знала вас,
Не знала б горького мучения.
Лирический центр картины – сцена письма. Она написана в форме монолога. Ее сменяет сцена рассвета. Наступление утра изображено оркестровыми средствами.
Третью картину открывает хор девушек, собирающих в саду ягоды: «Девицы-красавицы». Светлым и спокойным характером он контрастирует с переживаниями Татьяны.
Появляется Татьяна, ее сопровождает взволнованная, тревожная музыка. Она в смятении от встречи с Онегиным.
В своей арии «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел...». Онегин учтиво и холодно дает ответ Татьяне, он советует ей:
Учитесь властвовать собою,
Не всякий вас, как я, поймет.
К беде неопытность ведет...
Музыка вальса – это не только характеристика сельского бала. На ее фоне происходит первое столкновение Онегина с Ленским.
Простодушие, веселость гостей резко оттеняют чопорность и отчужденность Онегина.
Веселое течение бала неожиданно прерывается ссорой Ленского и Онегина. Им предстоит дуэль.
Вторая картина второго действия. Раннее зимнее утро. Сумрачный, мрачный рассвет. Ленский со своим секундантом ждут Онегина. Появляется Онегин, и звучит дуэт молодых людей. Музыка его носит скорбный патетический характер. Она несет двойную функцию: оплакивает Ленского и в то же время показывает пробудившиеся искренние гуманные чувства в душе Онегина. Но по нравственным законам светского общества дуэль, несмотря на ее нелепость, неизбежна.
Звучит трагическая оркестровая интермедия, которая сопровождает сцену дуэли. Ленский убит.
Третье действие. Первая картина. Бал в Петербурге. Заканчивается очередной танец, и вдруг по залу проносится теплое дуновение – в оркестре звучит мягкая мелодия, которая сопровождает появление княгини Греминой. Гремин подводит к Татьяне Онегина:
Мой друг, позволь тебе представить
Родню и друга моего...
Голос Татьяны невозмутим. Но в душе проносится буря. Душевное состояние Татьяны отражается в оркестровой партии – взволнованно проносится знакомая мелодия горькой неразделенной любви.
В душе Онегина вспыхивает любовь к Татьяне:
Ужель та самая Татьяна?..
Заключительная картина – это драматическая кульминация оперы. Она открывается очень выразительным инструментальным вступлением.
Княгиня перед ним, одна
Сидит, неубрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой...
Музыка передает страдания, бурю чувств. Но нет больше неопытной девочки, которая с трепетом ожидает вынесение приговора. Татьяна стала мудрой, взрослой, много выстрадавшей женщиной.
Нет больше и прежнего Онегина. Его горячие, страстные признания в любви не достигают цели. Татьяна верна своему супружескому долгу.
Первый раз опера была поставлена 29 марта 1879 года силами студентов оперных классов при Московской консерватории. Чайковский хотел, чтобы в «Евгении Онегине» играли юноши и девушки, пусть неопытные, но не утратившие способности трепетно переживать.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание