Похороны и поминки
Похороны в глубокой древности отличались от похорон, практикующихся в наши дни. Но детально восстановить весь ход похоронного обряда удаётся не всегда, т.к. описаний их дошло до наших дней мало, и выводы в основном приходится делать по находкам археологов, и нередко весьма умозрительно. Но относительно поздний вид похоронных обрядов дошёл и до наших дней, тесно переплетясь с церковными христианскими обычаями, и различаясь с ними в основном в трактовке объяснений одних и тех же действий.
После смерти человека завешивали все зеркала в доме, чтобы душа покойника не осталась в них, двери раскрывали, чтобы дух не маялся в закрытом помещении и мог спокойно уйти, на окно (для души умершего) ставили чашу с водой, которая стояла там до сорока дней, и кутью (поминальную кашу).
После обязательного омовения тела воду выливали на землю в самом укромном и тёмном месте, где не ступает нога человека или животного. На мёртвого надевали чистую одежду, после чего для прощания могли приходить знакомые и родственники.
Почти у всех народов мира, а также у русских во время похоронных обрядов было необходимо оплакать умершего. Для этого часто приглашали в дом специальных плакальщиц, которые владели этим искусством в совершенстве. Их основной задачей было причитать по умершему в основном от лица родственников, создавая тем самым у присутствующих соответствующее случаю настроение. В гробу, под голову покойнику клали подушечку, которую ни в коем случае нельзя было набивать пухом, или чем-то ещё, на чём могли спать живые люди. Основным наполнителем для неё служила солома.
Одежда умершего должна была быть чистой, желательно новой, обувь удобной, в основном без каблуков и с пяткой, т.к. в этом он должен был уйти на тот свет для вечной жизни.
Выносить тело из дома надо было обязательно на руках, ни в коем случае не задевая гробом за углы и дверные косяки, чтобы душа покойного не осталась в доме. Нести гроб близкие родственники не имели права, для этого специально нанимали или приглашали знакомых.
За гробом люди шли в определенной последовательности: вначале – близкие родственники, а сзади – дальние, а затем – друзья, и т.д.
Перед погребением умершего отпевали в церкви, или на дому – приглашённый священник. За совершённый обряд священника благодарили подарками. Присутствующие во время службы люди стояли с горящими свечами. Надо подчеркнуть, что подобное зажигание присутствует в церковных и народных обрядах в наиболее значительных, переходных для человека событиях (венчание, похороны, ограждение от порчи, и т.д.)? или же на специальных службах или их кульминационных моментах, но не распространены в повседневной жизни. Все атрибуты похоронных обрядов несли в себе определённую информацию, имевшую отрицательный смысл для живых, поэтому свечи после отпевания оставляли в церкви, и ни в коем случае не несли домой (в отличие, например от свечей венчальных, или после службы в чистый четверг), а после погребения, или посещения кладбища обязательно мыли руки.
После похорон устраивались поминки, на которые могли приходить все желающие. Как правило, людей приходило так много, что за столы садились в несколько приёмов, по очереди. Родственники усопшего садились за стол самыми последними, дав возможность всем гостям его помянуть.
На стол вначале подавали кутью (как правило, постную кашу с мёдом и изюмом), а затем остальные блюда. В зависимости от меткой традиции обязательные блюда могли различаться и вначале могли подавать блины, пирожки, но почти всегда с мёдом.
Отдельно ставили прибор для усопшего: тарелку и стопку водки, накрытую куском хлеба; и его место за столом никто не имел права занимать. Ели гости только ложками, и ни в коем случае нельзя было использовать вилки, т.к. считалось, что ими можно поранить душу ушедшего, которая присутствует за столом. В конце гостям подавали кисель.
Следующие поминки обязательно справляли на девятый и сороковой день после смерти, после чего считается, что душа покойного возносится на небеса. И если до девятого дня покойнику желали «земли пухом», то после – «царствия небесного».
Отдельно надо сказать о похоронах самоубийц, которых погребали за пределами кладбищ, на неосвящённой земле, как совершивших самый тяжкий грех. Поминали их только в строго отведённые для этого дни на Троицу.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание