Утро свадебного дня
После девичника подруги невесты могли остаться у неё ночевать. Утром невеста должна была проснуться раньше остальных и разбудить всех традиционным причетом (плачем), в котором прощается с прошлой вольной жизнью, с родным домом и родителями.
Затем, в ожидании жениха невесту сажали на мешок с зерном (чтобы была плодовитой), и на колени сажали маленького мальчика (чтобы рожала сыновей).
Обязательной частью обряда было и остаётся благословение родителей. По обычаю, посторонних просили выйти, оставались только близкие родственники. Под ноги невесте расстилали шубу вверх мехом – символ богатства. Отец стоял с иконой, рядом с ним – мать, двое подруг держали невесту под руки. Она три раза кланялась отцу, целовала икону, отца, и просила у него благословения. Потом то же – с матерью.
А родители могли ответить: "Бог тебя простит, и мы тебя прощаем. Дай Бог тебе всего.... "
Если невеста была сирота, то она причитала по умершему родителю, и просила благословения у него.
Прости ты меня, мамушка,
Прости, благослови.
Ничего я у тебя не прошу,
Ни злата, ни серебра,
Только одно Божье благословеньице.
Также невесте – сироте пели отдельную песню, в которой упоминали умерших родителей.
Пошатнися, рябинушка,
Туда – сюда, на все стороны,
Туда – сюда да на четыре,
На четыре сторонушки.
Только нету у Марьюшки
Родимой матушки.
Её мамушка на Том свете,
Она Богу Молится,
У Господа просится.
А отпусти меня, Господи,
Всё дочка, Марьюшка,
Сиротой замуж идёт.
(с. Сухосолотино, Ивнянский р-н, Белгородской области).
Многие действия жениха и невесты в обряде сопровождаются специальными песнями, которые описывают их в иносказательной форме. Так, например, при отъезде жениха с невестой пели песню «Съехала Марьюшка со двора» где «берёзушка без верха» – символ ухода дочери из родного дома, «лес» – символ жизни, судьбы, «холодная дорога» – символ жизненных испытаний.
Съехала Марьюшка со двора,
Сломила да берёзушку со верха.
Стой, мая да берёзушка, без верха,
Да живи, мой батюшка, без меня.
Видна я батюшки ни мила,
Провожая меня в полночь со двора,
Закрывая на замки ворота.
Придётся девке в поле ночевать,
Пиринушки раскладать,
Галовинку укладать.
Что в лесу звери,
Холодная дорога.
(С. Сухосолотино и с. Кочетовка, Ивнянского района,
Белгородской области).
Жених обычно приезжал на двух подводах, (отголоски этого обычая сохранились в современной городской свадьбе, когда за невестой приезжает несколько машин). Дружка (в современной свадьбе – свидетель) должен был заплатить девушкам, преграждающим поезжанам вход в дом невесты, и если плата их не устраивала, они корили дружку специальными песнями.
А у нашего дружка
Ни лазовые ноги
Бегли по дороге.
А козы догоняли,
Ноги обглодали.
(С. Сухосолотино, Ивнянского района, Белгородской области).
К венчанию в церковь молодые ехали в разных подводах, а назад – вместе. Их встречали родители жениха у него дома с хлебом и солью. В момент встречи молодых с родителями пели песню «Зажигай, свекра, свечи».
Зажигай, свекра, свечи,
Зажигай, свекра, свечи,
Иди детям на встречу.
А вот твои детки
Перевенчаны, едут,
Переменушку везут.
(С. Сухосолотино, Ивнянского района, Белгородской области).
Повивание, как и пропой является важным, переломным, моментом свадебного комплекса.
Молодых закрывали от сглаза кисеёй (полупрозрачной занавеской), которую держали подруги со свечамив руках (светилки), а сваха (или крёстная мать) повивала невесту: она делила волосы надвое, причём одну косу заплетала сама, а другую – жених, затем невесте одевали на голову женский головной убор, который в отличие от девичьего полностью закрывал волосы. Этот обряд обязательно сопровождался специальными песнями. Самый известный сюжет – «Затрубили рубушки рано по заре».
Затрубили трубушки рано по заре
Заплакала Марьюшка по русой косе
Вечор мою косушку матушка плела,
А утром ранёшунько – подружки плели... и т.д.
(с. Афанасьевка, Алексеевский р-н, Белгородская область).
После повивания сваха говорила: «Смотрите, как мы без молотка, без топора из девицы сделали молодицу» разрешала светилкам показать молодых людям, а дружка обматывал руки молодожёнов рушником. После этого перед молодыми разметали дорогу новым украшенным веником и отводили в клеть, где невеста одевала на жениха новую рубаху.
Княжой пир – так называлось застолье в доме невесты в первый день свадьбы. Обязательным блюдом здесь был свиной окорок, который могли варить перед свадьбой целые сутки.
На пиру были особые правила поведения для родни жениха и невесты. Вначале, уже готовые столы были накрыты сверху скатертью. Первыми за стол должны были сесть родные невесты, они дарили подарки молодым
Далее невестина родня встаёт, и уступает место за столом родне жениха. После этого невеста одаривает новых родственников подарками, заготовленными ею перед свадьбой.
Молодые за стол садиться не имели права, и только после того, как уводят молодоженов, раскрывают столы. Начинает пиршество родня жениха.
Невестина родня могла садиться за стол только тогда, когда наелась родня жениха, и бывали такие случаи, что родственникам невесты приходилось ждать своей очереди почти целую ночь.
Второй день свадьбы был ориентирован на закрепление молодых в новом качестве мужа и жены.
Во многих сёлах юга России бытовала традиция испытывать невесту на второй день свадьбы. В основном её заставляли приносить воду, которую тут же выливали. И так она могла носить воду до самого вечера, пока муж не избавит её от этого испытания и не откупится от мучителей.
Молодая обязательно должна была вымести хату, усыпанную деньгами и соломой (при этом солома выбрасывалась, а деньги невеста оставляла себе). Всё это преподносилось в сатирической форме, её могли дразнить, сыпать солому туда, где она уже подмела.
С тех пор девушка окончательно переходила в другую семью. Она должна была жить у своего мужа, и подолгу могла не видеть своих родителей. Но были специальные дни, когда молодые обязательно должны были прийти в гости к родителям жены. На Масленицу – «к тёщи на блины», и в «даравую субботу» (первая суббота после Масленицы). А родители должны были подарить молодым что-нибудь из домашнего скота, чаще – овечку.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание