logo search
Зубарева Л

Особенности русской народной свадьбы

Единым является понимание места человека в мире, взгляд на взаимоотношения его с природой. Давно замечено, что в бытовой практике крестьянина земледельческие и семейные интересы были неразрывно связаны. Этому единству соответствует и общность аграрной и свадебной обрядности, выполняющей функцию достижения хозяйственного и семейного благополучия, довольства, плодородия и т. п.

На этом основании можно предположить, что свадебный обряд был некогда органической составной частью календарного цикла. Совершение брака считалось нужным в целях воздействовать на плодородие земли. Стремление использовать влияние человеческой плодовитости на плодородие земли наблюдается во всем цикле аграрных празднеств. Не случайно такое большое место занимают в нем брачные мотивы, свадебное действо. А большинство свадеб игралось в период интенсивной подготовки к предстоящим сельскохозяйственным работам (зимний мясоед), итог этим неделям подводила масленица – праздник проводов зимы и величания молодоженов. Вторым свадебным периодом было время после окончания полевых и огородных работ, когда свадебный пир воспринимался как естественное и счастливое завершение страдной поры.

Русская свадьба представляет собой хорошо продуманный сложный спектакль, управляемый дружкой. Им мог стать талантливый человек, не просто хорошо знавший все детали свадебного обряда и все обычаи, но и способный импровизировать, обладающий исключительной памятью и веселым нравом. Таких людей на селе мало, и их знали в округе. Часто дружке приписывались и колдовские способности.

Дружка был самым почетным из чинов свадебного поезда, он неизменно занимал почетное место: за столом сидел рядом с женихом, во время, свадебного поезда находился в первой повозке.

Даже по пути к венцу и обратно он, а не молодые, возглавлял шествие. Сам обряд от начала до конца предполагал полное подчинение присутствующих на свадьбе воле дружки. Ему принадлежало первое слово. Без его команды или разрешения не приступали ни к ритуальным действиям, ни к застолью.

Значительное место в свадебном обряде занимают величательные песни. Свадебные величательные песни, содержащие элементы заклинаний – пожелания благополучия, счастья молодым.

В поэтических описаниях красоты мужчины и женщины используется много традиционных общих мест: «лицо бело», «очи ясны», «кудри русы», «походка статненькая».

Внешний облик дружки также значительно отличается от портрета других величаемых мужчин, образ дружки более детализирован. У него «шелкова бородочка», «золотые кудерцы», – голова его кудрявая». В песнях подчеркивается особое положение дружки, всеобщее уважение к нему, восхищение его умом и умением.

Подчеркивают песни и его основную роль на свадьбе: «У нас дружка приговаривать, горазд», «Он яства за яством переменяет» и «всем гостям он низко кланяется».

Корильные песни часто именуют «свадебными дразнилками». Задача корильных песен – повеселить участников свадьбы и побудить к дарам. Здесь герои песен обладают отрицательными качествами: они скупы, глупы, обжорливы и т. д.

Главная художественная особенность корильных песен – живой разговорный язык, насыщенность диалектами, диалог.

Корильные песни, в отличие от величальных, исполнялись как бы противоборствующими сторонами: провожатыми и родными жениха и подругами и родственниками невесты. Каждая из сторон старалась высмеять другую, подбирая наиболее меткую и едкую корильную песню.