logo search
Зубарева Л

Развитие церковно-певческого искусства

Наряду с великолепными храмовыми сооружениями древнего Киева, Новгорода, Владимира, Москвы и других старинных русских городов, с украшающими их стены фресками, мозаикой и орнаментальной росписью, с достигшим высокого развития в средневековой Руси книжным искусством древнерусское церковное пение составляет ценнейшую часть нашего национального культурного наследия. Особое его значение в том, что оно было единственным видом письменного профессионального искусства на Руси на протяжении семи веков. В многочисленных его памятниках, дошедших до нашего времени, запечатлен труд сотен талантливых, но оставшихся большей частью анонимных русских мастеров.

При всей устойчивости средневекового канона формы этого искусства не оставались неизменными. За большой исторический отрезок времени от XI до XVII века они претерпели значительную эволюцию, обогатились новыми чертами. В этом процессе можно выделить три важнейших этапа: XI – начало XV века – период освоения и адаптации византийской традиции, воспринятой Русью вместе с христианской религией; вторая половина XV – начало XVII века, когда в результате глубокого переосмысления и переработки этой традиции возникает новое интонационное качество – русский знаменный распев, обладающий неповторимой национальной самобытностью; XVII век – период подведения итогов и одновременно начинающегося распада и разложения средневековых форм, вытесняемых новыми, принципиально отличными от них.