«Смеховой мир» и скоморошество на руси
Понятия «смехового мира», «смеховой культуры», «карнавального смеха», впервые сформулированные выдающимся советским литературоведом М.М. Бахтиным, получили за последнее время широкое распространение в разных областях науки об искусстве. Под этими определениями имеется в виду не просто юмор и комизм, а особый смех, одновременно и разоблачительный и созидательный, служивший для народных масс в эпоху средневековья средством выражения своего взгляда на мир, оценки существующей действительности, утверждения нравственного и социального идеала. «Функция смеха – обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства».
«Смеховой мир» коренится в древних народных обычаях и обрядах. Многие обрядовые песни и игры сопровождаются переодеваниями, надеваниями масок; участники игры, облачаясь в шкуру животного или вывернутый наизнанку полушубок, изображали медведя или козу. То, что в древности имело магическое значение, превращалось со временем в веселое комедийное представление. Переодевание использовалось и для осмеяния какого-нибудь человека. Осмеивались представители местных властей, богатые купцы и бояре, даже духовенство и церковная обрядность. Ряд шуточных сатирических песен пародировал церковные обряды и исполнялся «на голос» богослужебных песнопений.
В XVII веке была создана «Служба кабаку», воспроизводившая в пародийном плане весь богослужебный чин с восходящими в его состав обрядами, молитвами и песнопениями. Таким образом, кабак уподоблялся храму и наоборот. Подобное сочетание «высокого» и «низкого», своеобразный дуализм, допускавший соединение крайностей и их взаимную перестановку, был одной из характерных черт средневекового «карнавального смеха».
«Лицедейство» как один из элементов «карнавального смеха» было характерно не только для народных игр и обрядов: оно проявлялось и в литературе Древней Руси, и в жизни, в поведении людей. Человек умышленно «притворялся», надевал на себя личину для того, чтобы осмеять другого или привлечь внимание к собственному бедственному положению.
Представителями древнерусского «смехового мира» были скоморохи – синкретические артисты, музыканты, плясуны, клоуны, акробаты, балагуры, шутники, престидижитаторы (фокусники). Они вели обычно бродячий образ жизни, переходя группами из одного города в другой, от селения к селению, где их всегда ожидали с нетерпением. Скоморохи давали свои представления на площадях или полянах, собирая толпу любопытных зрителей, их приглашали и для участия в семейных празднествах, будь то свадьба, крестины или еще какое-нибудь торжество. Вознаграждая деньгами или натурой.
П одобный тип бродячего актера и музыканта был известен большинству европейских стран в эпоху средневековья под разными названиями: шпильманы, жонглеры или просто ваганты (бродячий люд). Существовали они еще в античном мире, а затем разбрелись по разным странам. Христианская церковь относилась к их искусству враждебно, считая его греховным, отвращающим от благочестивых помыслов.
Отношение простого народа к скоморохам было совершенно иным, что нашло отражение во многих образцах песенного фольклора. Скоморохи в песнях »веселые люди, всегда желанные и любимые иногда даже «святые люди». Они могут не только развлечь и повеселить, но и рассказать много интересного из того, что видели в своих странствованиях, а при случае и помочь своим умом и сметливостью.
Известен ряд песен эпического склада, героями которых являются скоморохи. Их называют иногда скоморошьими былинами, иногда просто скоморошинами. От героического эпоса скоморошины отличаются не только сюжетно, но и стилистически. Для скоморошины характерны краткость и четкая метрическая организованность стиха с двумя ударениями в строке, простота напева, исполняемого в довольно быстром темпе.
Репертуар скоморохов, как носителей светской народной культуры русского средневековья, был разнообразным. Они должны были знать народные песни, игры и обряды, но при этом уметь больше, чем это доступно каждому отдельному человеку из народа. От скомороха требовались находчивость, изобретательность, владение искусством импровизации, чтобы сочинить и разыграть сцену, слова для песни, придумать занятную историю или просто присказку на тот или другой случай. В круг обязательных для скомороха навыков входило и умение играть на музыкальных инструментах. О скоморошьем инструментарии можно составить представление на основании изобразительных материалов и упоминаний в письменных источниках. Скоморох – «гудец» (исполнитель на гуслях или гудке), «свирец»; в «Слове святых отец о посте» осуждаются «песни бесовские, плясание, бубни (бубны) и сопелки, козици (волынка), играния бесовские и злая дела».
Некоторые скоморохи переходили к оседлому образу жизни и соединяли свою артистическую профессию с каким-нибудь, ремеслом или землепашеством. Особенно большое количество скоморошьих поселений возникло в окрестностях Новгорода. По-видимому, в богатом торговом городе Новгороде с его открытым и относительно свободным образом жизни скоморохам жилось вольготнее и они не подвергались таким преследованиям, как в других местах. Не случайно именно в Новгороде был опоэтизирован образ» гусляра Садко (Сотко), ставшего героем былинного эпоса.
Отношение светских властей к скоморохам было двойственным: их искусством охотно развлекались, многие из феодальных властителей, различного ранга от боярина до великого князя всея Руси (документально известно, что Иван Грозный выписывал из Новгорода скоморохов для царской «потехи») имели у себя на службе «штатных» скоморохов и в то же время подвергали их гонению. Особенно усиливаются репрессивные меры по отношению к скоморошеству со второй половины XVI века.
Крайнего ожесточения достигает борьба против скоморошества в середине XVII века, что находится в прямой связи с рядом антиправительственных восстаний этого времени и стремлением церкви укрепить свой пошатнувшийся авторитет. В указе царя Алексея Михайловича верхотурскому воеводе от 1649 года предписывалось «богомерзких скоморохов» схватывать и сурово наказывать – «а где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари (маски), и всякие гудебные бесовские сосуды, и тебе б то все велеть внимать, и, изломав те бесовские игры, велеть жечь». Так же поступали и в других местах. В Москве весь скомороший «реквизит» грузили на телеги, а затем сбрасывали в реку или сжигали.
В результате ужесточившихся преследований большая часть скоморохов уходила на Север, в труднодосягаемые отдаленные края или «садилась на землю» и сливалась с разными слоями тяглого населения.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание