logo search
Зубарева Л

Роль искусства в развитии личности

Общество, как и каждый человек, может быть и благополучным и неблагополучным. Это зависит не только от материального состояния людей, но также и от уровня нравственности, от уровня взаимоотношений между людьми, от уровня культуры.

Культура в самом широком смысле слова есть не что иное, как процесс, в котором человек ищет смысл своего существования и изменяет себя и мир.

Равнодушие к духовному, этическому прогрессу породило пренебрежение к искусству, той единственной области человеческой деятельности, которая призвана формировать людей духовно и нравственно.

Во все времена жизни человечества роль искусства была, есть и будет в том, чтобы неизменно отражать жизнь в прекрасных формах, совершенствовать ее, обращать души людей к истине, добру и красоте. В формах искусства каждая эпоха находит свое отражение, завершение и осознает себя.

Передать другим свое видение мира, понять жизнь как стремление к прекрасному, как неприятие зла и стремление освободиться от него и освободить других – вот начало, без которого искусство не искусство, и художник не художник.

Как бы ни менялись вкусы и пристрастия, взгляды и убеждения, истина остается нетленной и рано или поздно неизбежно воссияет во всем своем величии. Классическое искусство, одухотворенное верой в совершенство мира и высокое призвание человека, стремилось возродить это утраченное совершенство, очищая души людей.

Высокие моральные и эстетические ценности человечество создавало и хранило в этой сложной, противоречивой, но необходимой области духовной жизни – искусстве.

Искусство пронизывает все области жизни, оно неразрывно связано с наукой, трудом и воспитанием. Эстетическое воспитание – это не информативная мера, добавленная к образованию, а самообразование, действие, развивающее чувства человека и его творческие способности. Эстетическая и нравственная неразвитость людей одновременно и причина, и следствие непонимания важности и места искусства в жизни общества. Надо всем научиться понимать различие между искусством и антиискусством. Для этого необходима духовная культура и четкие нравственные критерии. Антиискусство агрессивно, оно постоянно принимает все новые формы и образы всесильной моды. Оно подделывается под невзыскательные вкусы, называя это «современным», имитирует подлинное творчество, натягивает маску глубокомыслия и ложь выдает за правду. А имитация и подделка всегда воспринимаются легко.

Человек, с детства не приученный мыслить образно, не владеющий основами понимания искусства, самостоятельно в этом разобраться не сможет.

Потребность в искусстве – постоянное свойство человеческой души. Неподготовленность людей к самостоятельному мышлению, неразвитость, невнимание и непонимание искусства стали причиной и следствием отхода людей от подлинной культуры, от нравственности.

Познание в искусстве – плод взаимодействия знания и фантазии, они не отрицают друг друга, а соединяются в высшем синтезе художественной правды... Ничто иное не может так воздействовать на душу, как образ. Разбудив фантазию, затронув сердце, заставив размышлять, искусство очищает и возвеличивает человека.

В силу этого особое значение приобретает школьная программа обучения искусству.

Для того чтобы воспитать гармонично развитого человека, необходимо и гармоничное содержание образования.

Достичь этого можно, предоставив искусству достойную роль в образовательном процессе. Искусство способствует воспитанию подлинно творческого мышления. Оно воспитывает потребность в труде, учит находить радость в полезной и красиво сделанной своими руками вещи.

Значение эстетического воспитания в школе было сформулировано еще в 1919 году крупнейшими специалистами, учеными и педагогами: «Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное воспитание, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда и науки» (М.А. Савицкий).